Кто "развалил" советскую промышленность и что на самом деле производил СССР?

moder

moder

Администратор
Команда форума
В российском общественном сознании до сих пор живет миф о "мощной советской промышленности", которую якобы "развалили реформаторы 90-х". Советские патриоты сетуют, что в СССР "мы все производили сами", а сейчас "все импортируем". Да, в СССР "производили сами", вот только советская продукция не могла конкурировать с Западной в условиях свободного рынка: советские товары были дороже и хуже качеством. Поэтому, после снятия ограничений на импорт, иностранные товары быстро заместили отечественные. Но почему же СССР не смог добиться таких же показателей качества, как в странах Запада?

Главная причина в отсутствии свободной конкуренции - по сути СССР был одной большой госмонополией, где чиновники отвечали за всё, но были недостаточно компетентными, чтобы получить качественный результат (зато лояльными правящему режиму). Работа над ошибками при этом не велась, поскольку политической конкуренции в стране также не было, как и независимых СМИ, а сами коммунистические вожди свои ошибки признавать не желали. Чтобы не утратить авторитет в народе, советская власть создала историческую мифологию о достижениях: участие иностранных специалистов в советской индустриализации замалчивалось, Западные изобретения приписывались советским ученым, экономические показатели фальсифицировались и т.д.

Сегодня уже ни для кого не секрет, что советскую промышленность изначально создавали иностранные капиталисты, тогда как в советских учебниках такие факты замалчивались.

Вот, например, список подрядчиков при строительстве ДнепроГЭС:

Список подрядчиков при строительстве ДнепроГЭС


Другой пример: Горьковский Автомобильный Завод (ГАЗ) проектировался американским архитектурным бюро Альберта Кана. Основой производственной программы завода были выбраны модели Ford-A и Ford-АА, получившие названия Газ-А и Газ-АА ("полуторка").

Всего Альберт Кан спроектировал 521 заводов и фабрик по заказу советского правительства, а также обучил более 4000 советских архитекторов и инженеров.
Московский автомобильный завод (Москвич); Сталинградский, Челябинский и Харьковский тракторные заводы; кузнечные цеха в Челябинске, Днепропетровске, Харькове, Коломне, Люберцах, Магнитогорске, Нижнем Тагиле, Волгограде; станкостроительные заводы в Калуге, Новосибирске, Верхней Салде; прокатный стан в Москве; литейные заводы в Челябинске, Днепропетровске, Харькове, Коломне, Люберцах, Магнитогорске, Сормово, Сталинграде; механические цеха в Челябинске, Люберцах, Подольске, Сталинграде, Свердловске; сталелитейные цеха и прокатные станы в Каменском, Коломне, Кузнецке, Магнитогорске, Нижнем Тагиле, Верхнем Тагиле, Сормово; подшипниковый завод в Москве, Волховский алюминиевый завод; Уральская асбестовая фабрику и многие другие...

Закупка американского оборудования продолжалась и после войны:
Американская компания General Electric поставила в 1946 году новые генераторы для ДнепроГЭСа взамен разрушенных во время войны. Вес генератора составил около 1020 тонн; диаметр — свыше 12 м; мощность генератора — 90 МВт, против мощности 77 МВт старых генераторов.
Впрочем, после войны СССР смог значительно сократить технологическое отставание от Западных стран за счет освоения трофейной промышленности Восточной Европы: СССР вывозил технологии и специалистов из оккупированных Германии, Польши, Чехословакии, Венгрии, Румынии. Вывозили даже оборудование для концлагерей. Кроме того, советские спецслужбы развили промышленный шпионаж в капстранах, прежде всего в США, что позволило обзавестись ядерным оружием, стратегическими бомбардировщиками, радарами, бортовыми компьютерами и многим другим.


Казалось бы, что плохого, что скопировали на начальном этапе чужие технологии, надо же с чего-то начинать? Но, во-первых, столь масштабные заимствования потребовались потому, что террор большевиков спровоцировал массовую эмиграцию специалистов и ученых. Так, из России уехали Зворыкин, Сикорский, Бахметев и другие российские инженеры. А те, кто остался, нередко становились жертвами репрессий (как Розинг, Термен, Поликарпов и другие) и не имели такой же свободы самореализации, как их Западные коллеги. Во-вторых, советское правительство так и не смогло наладить независимое производство, чтобы себестоимость и качество советских товаров соответствовали Западным. Условно говоря: если в 30-х нанимали американцев построить автомобильные заводы, потому что "надо с чего-то начинать", то почему в 1960-х снова нанимали иностранцев для строительства Автоваза, Камаза и т.д.?

Основой советской экономики, как и российской, была эксплуатация природных ресурсов (что, впрочем, не помешало большевикам репрессировать 968 геологов). Тут большого ума не надо, просто не у всех эти ресурсы есть.

За счет чего был экономический рост в начале 30-х


Ум нужен, чтобы грамотно вложить доходы от продажи природных ресурсов (и предметов искусства) в развитие страны. Большевики с этим не справились.

Возьмем, для примера, автомобильную отрасль. Иностранные компании построили в СССР заводы и продали технологии производства автомобилей. А что в результате?

Смотрим сравнительный график производства автомобилей в США и СССР.

Сравнительный график производства автомобилей в США и СССР


Почему же СССР производил так мало автомобилей по сравнению с США? Потому что издержки производства были выше, а покупательная способность населения ниже.

Первым советским легковым автомобилем был НАМИ-1 (концептуальный клон Tatra 12). Розничная стоимость НАМИ-1 составляла 8000 р. или ~4000$ по курсу 1927 года. Для сравнения, розничная цена автомобиля Ford-A (1927 г.) составляла 385$ (на вариант без крыши).

Ford-A и НАМИ-1.
Форд-А и НАМИ-1


Причем советские автомобили были еще и хуже: "В эксплуатации автомобили вызывали множество нареканий, причём обусловлены они были преимущественно не конструкцией автомобиля, а именно низким уровнем её исполнения".

Советские клоны американских автомобилей тоже получались дороже.

Так, например, стоимость автомобиля Ford Model B составляла от 460$ до 650$ в зависимости от комплектации. Советский аналог ГАЗ-М1 стоил 9,5 тыс. рублей, что по официальному курсу соответствовало ~ 1800$ (на 1937 год).

Ford Model B аналог ГАЗ-М1


Другой пример: Buick 39-90 Limited стоил 2453$ в 1939 году, а его советский аналог ЗИС-101 стоил 27 тыс. рублей (~5100$ по курсу 1939 г). Причем приобрести в СССР такой автомобиль можно было только по специальному разрешению.

Слева ЗИС-101, справа Buick Limited

Слева ЗИС-101, справа Buick Limited.

Кстати, завод ЗИС (Завод Имени Лихачева, ранее АМО) был основан еще в 1916 году в рамках правительственной программы создания в России автомобильной промышленности. В рамках этой программы предполагалось построить в Российской Империи шесть новых автомобильных заводов и на момент Октябрьского переворота уже успели основать два: АМО и "Лебедев". В СССР за годы индустриализации построили (на американских технологиях) только 3 крупных автомобильных завода: ГАЗ, ГЗА и КИМ. Мы не знаем наверняка, как бы развивалась автомобильная промышленность в царской России или в Российской Республике (если бы не разгон Учредительного Собрания), но большевики совершенно точно её запороли.

В 1930-е годы по уровню автомобилизации СССР отставал даже от Финляндии, не смотря на весь пафос сталинской индустриализации ценой миллионных жертв. Так, в 1938 году в Финляндии было зарегистрировано 26179 легковых и 17951 грузовых автомобилей (источник) при населении 3,67 млн. человек. Численность советского автопарка к 1938 году составляла 750 тыс. автомобилей (в основном, грузовых) при населении 165,5 млн. человек. Делим численность населения на численность автопарка и получаем, что обеспеченность автомобилями в Финляндии к 1938 году была примерно в 2.5 раза больше (на душу населения), чем в СССР.

Вот сравнительная таблица по численности автопарка с ведущими промышленными странами с 1913-1938 г.
3865

Таблица из статьи Ф. Колесникова "Мировой автомобильный парк и мировое автопроизводство в 1938 г.", 11-й номер "Автобронетанкового журнала" за 1939 год.

Данные по обеспеченности автомобилями на 1938 год.

Численность населения (1938 г.)Численность автопаркаАвтомобилей на 1000 человек
США129 969 00029 212 000224,76
Канада11 152 0001 381 000123,83
Франция41 800 0002 250 00053,82
Англия47 600 0002 542 00053,4
Германия78 780 0001 707 00021,66
Аргентина13 700 000279 00020,36
Финляндия3 672 00044 13012,01
Италия43 800 000399 0009,10
СССР165 492 000750 0004,53
Япония72 200 000140 0001,93


А вот сравнительные данные по обеспеченности автомобилями на 1985 год (автомобилей на 1000 человек).
Сравнительный график по количеству автомобилей на 1000 человек, на 1985 год


Виден сильный прогресс Японии, Германии, Италии и Финляндии, а уровень автомобилизации СССР оставался низким.

Но может именно с автомобилями в СССР так не задалось? Рассмотрим другой пример: советская тракторная промышленность, которую также создали в СССР американские капиталисты.

Первый массовый советский трактор Фордзон-Путиловец был лицензионной копией Fordson-F. Стоил советский клон 2100 р. при себестоимости почти 4000 р., в то время как импортный Fordson без плуга стоил 865 рублей (источник). Получается, советскому правительству было бы выгоднее просто купить тракторы в США, что даже с учетом расходов на транспортировку было бы дешевле, чем собственное производство. Хотя, казалось бы, американцы построили в СССР тракторные заводы, поставили оборудование и научили советских инженеров им пользоваться... что могло пойти не так?

Сравнить обеспеченность тракторами США и СССР сложнее, поскольку доля занятых в сельском хозяйстве значительно отличалась. Нельзя просто поделить численность населения на количество произведенных тракторов - такой подход, как с автомобилями, здесь не работает.

Вот график изменения доли сельского населения в США.

3484


А вот диаграмма изменения доли сельского населения в СССР.
3487


Есть также статистические данные, позволяющие примерно оценить долю занятых в сельском хозяйстве в СССР и США в довоенные годы:
  • В 1920-х в СССР насчитывалось 24.5 млн. крестьянских хозяйств.
  • В 1940-м году в сельском хозяйстве СССР было занято 29 млн. человек (непосредственно трудились).
  • В 1930 году в США насчитывалось 6,28 млн. ферм, всего на фермах проживало 30,4 млн. человек.

Исходя из этих данных можно прикинуть, что в СССР в сельском хозяйстве в 1930-е годы было задействовано примерно в 2 раза больше людей, чем в США.

При этом советский тракторный парк был в разы меньше, чем американский.

3480


Правда в 1930-х разрыв между СССР и США резко сократился. Но это потому, что в США в те годы был кризис перепроизводства, из-за чего цены на продовольствие резко упали. Американское правительство даже платило фермерам, чтобы они производили меньше зерна (Закон о регулировании сельского хозяйства 1933 г). Разумеется, в таких условиях спрос на средства производства упал. После войны разрыв вновь увеличился. И так и оставался высоким до самого развала СССР.


Итак, мы выяснили, что СССР производил относительно мало автомобилей и тракторов. Но может "самая читающая в мире" страна производила много бумаги?

Смотрим сравнительный график.

3182


В это трудно поверить российскому обывателю, но в СССР был даже дефицит книг! С 1974 для подавления дефицита на книги стала выпускаться также специальная «макулатурная» серия книг классиков художественной литературы, которые продавались только «за талоны», полученные за сданную макулатуру (обычно 20 килограммов за книгу). Но их тоже не хватало на всех, выполнивших условие, поэтому на книги из этой серии сразу образовывался дефицит, и при появлении книг в продаже появлялись очереди из желающих сдать макулатуру на книги.

Талон на книги в СССР


Все дефицитные книги с большой переплатой конечно можно было достать у перекупщиков. Кроме того, существовали элитные клубы книголюбов, члены которого имели возможность получать талоны на дефицитные книги и покупать книги, обычно с «нагрузкой» из невостребованных книг, в специальных киосках.



Бытовая техника и электроника

Когда дело касалось добычи сырья, то тут СССР демонстрировал "выдающиеся" показатели. А как дело касалось чего-то технического сложного и полезного для населения - тут результаты были гораздо скромнее.

Вот, например, сравнительные данные по производству бытовой техники в годы индустриализации.

Наименование​
Производство в СССР, 1928 год​
Производство в СССР, 1940 год​
Производство в США​
Телевизоры, тысяч
0​
0,3​
3​
Холодильники бытовые, тысяч
0​
3,5​
> 4000 (1940)​
Радиоприемники и радиолы, тысяч
3​
160​
10314 (1939)​
Стиральные машины, тысяч
0​
0​
1393 (1939)​

Источники данных: телевизоры, холодильники, радиоприемники и стиральные машины.

Получается, что уже 1940 году примерно в каждой 10-й американской семье был холодильник, тогда как в СССР бытовую технику практически не производили.

Показательный факт: в СССР не создали ни одного известного бытового прибора. Да, в СССР были десятки-сотни заводов-гигантов, производившие клоны Западной бытовой техники, но они так и не смогли обеспечить хотя бы внутренний спрос: бытовые приборы были в постоянном дефиците, при том, что советские аналоги были еще и гораздо хуже по качеству. Некоторые виды бытовой техники, которые уже вошли в обиход на Западе, в СССР в то же время почти отсутствовали, такие, как автоматические стиральные машины, электрические (или газовые) сушилки для белья, тостеры и кондиционеры, микроволновые печи и т.д.

Такие виды бытовой техники как стиральные машины, холодильники и пылесосы — производились в явно недостаточном количестве. К 1980 году холодильник был у 78% семей, пылесосы – 55%, стиральные машины – 30%. Не смогли нагнать Запад даже по производству телевизоров: в 1976 году в СССР на тысячу жителей приходилось 223 телевизора против 571 в США. При этом, в Москве можно было смотреть три канала, а в Вашингтоне семь. И лишь 10 % советских телевизоров были цветными. Первый советский цветной телевизор Рубин-401 стоил в 1967 году 1000 р. На Западе в это время цветные телевизоры были уже не в новинку и стоили около 400$ (~360 руб).

Сравнительные данные по обеспеченностью радиоприемниками и телевизорами на 1000 человек (Бергсон, 1991).
Сравнительные данные по обеспеченностью радиоприемниками и телевизорами на 1000 человек



В СССР практически ничего нового не создавалось, а то, что с задержкой заимствовалось из-за рубежа, было хуже качеством и дороже. На заимствованиях держалась в том числе и советская компьютерная индустрия: десятки институтов и предприятий в СССР и странах СЭВ занимались тем, что копировали разработки американских частных компаний, таких как IBM, DEC, Intel, Hewlett Packard и др.

И пока в СССР копировали, на Западе создавали более продвинутые решения. Так, персональные компьютеры появились в США уже с середины 1970-х, а в СССР наладили серийный выпуск только во второй половине 1980-х.

Вот цены на популярные модели домашних компьютеров начала 80-х:
  • IBM PC – 1500$
  • Apple II – 2000$
  • Commodore VIC-20 – 500$

В СССР с 1984 года выпускали ПК Агат (клон Apple II Plus).

Компьютер Агат клон Apple II


Стоил Агат 3900 р. (больше 4000$ по официальному курсу). К 1989 году было произведено около 20 тыс. таких машин.

В то же время на Западе было произведено уже около 80 миллионов ПК (источник).

Для наглядности, график продаж популярных моделей ПК с 1982 по 1989 год.

3593


Уже в начале 1980-х продажи ПК в свободном мире превышали миллион в год.

Продажи компьютеров в странах Запада в 80-е годы



С 1990 года в СССР начали выпускать ПК «Байт» (клон ZX Spectrum). Продавались по 960 рублей или ~$1600. Всего было выпущено 65 тыс. таких ПК.

3302

Сам же ZX Spectrum (или его лицензионные клоны, как Timex Sinclair 2068) стоил около 200$. Продажи ZX Spectrum превысили 5 млн. шт. по всему миру.

В СССР бытовая техника и электроника стоила дороже, чем на Западе, при зарплатах в 4-5 раз ниже. Когда появилась более качественные импортные товары, то спрос на советскую технику, естественным образом, упал.


"Самая вкусная" колбаса

Существует распространенный миф, якобы в СССР еда была невероятно качественная и натуральная, без "всяких добавок", загустителей и глутоматриев. А достигалось всё это благодаря чудотворному ГОСТУ.

Во-первых, многие советские госты изначально были основаны на западных рецептурах, в частности, по результатам командировки Микояна в США.
В том числе и колбасные изделия:
Советское правительство в 1930 году командировало специалистов «Союзмяса» в Чикаго (США) для знакомства с опытом мясопереработки и организации колбасного производства. Нарком пищевой промышленности СССР Анастас Иванович Микоян лично побывал в Америке для изучения мясоперерабатывающей промышленности. Годом позже на будущей территории предприятия было начато строительство первых корпусов предприятия, которой получило название «Первый московский колбасный завод». 31 декабря 1933 года начали работу все девять цехов Московского мясокомбината; ещё через год ему было присвоено имя Микояна. В это время технологами комбината были разработаны десятки марок колбас, в частности, «Докторская», «Любительская», «Чайная» и «Брауншвейгская».
Так, «Любительская» колбаса была похоже на Мортаделлу, а «Докторская» на Болонью.

Во-вторых, сами по себе ГОСТы не означали "высокое качество" — это просто описание различных составляющих и их процентных соотношений, которые могут использоваться в продукте. С весьма значительными допущениями. Так, помимо указаний в ГОСТе, что колбаса должна содержать 75% мяса, существовали ещё весьма обширные примечания, в которых указывалось, на что можно заменить мясо. По ГОСТу таким заменителем мяса могла быть смесь из выварки костей, крахмала и пищевой плазмы, чем успешно и пользовались производители. Вот, например, известный ГОСТ 23670-79 от 1979 года в редакции года 1980:
Допускается взамен говядины, свинины, баранины совместное использование стабилизатора белкового, массы мясной говяжьей или свиной, или бараньей, пищевой плазмы (сыворотки) крови, крахмала или муки пшеничной
Вполне официально, по ГОСТу, в колбасе могло практически не быть мяса. И это только по официальным нормам, не считая воровство на местах и всякие «производственные схемы». В сосисках по ГОСТу допускалось 10%-е содержание мяса; что же там было в реальности — остается только гадать. А для колбасы попроще – сорта «Для завтрака» – ГОСТ допускал изготовление из казеината натрия, пшеничной муки, картофельного крахмала.

Был период, когда можно было использовать и перемолотые в порошок кости животных, и сухожилия, и прочие непривлекательные части животных. Список «улучшителей» и заменителей в одних только колбасах был огромный. ГОСТы официально разрешали использовать в колбасах вместо жилованного мяса щековину, выварку копыт, мочевые пузыри, коровьи проходники. О качестве кондитерских изделий скажет советский ГОСТ 240-85 на маргарин, кулинарные и комбинированные жиры, который позволял производить жиры из того же пальмового масла, пальмового стеарина, хлопкового пальмитина.

Почему такое в принципе было возможно? А очень просто, дело в том, что эти самые «государственные стандарты», переписывались чуть ли не ежегодно. Какой смысл в любом стандарте, если его по желанию, могут изменить в любой момент? Кстати, помимо ГОСТов существовали и ТУ, столь ненавистные для ностальгирующих людей.

Причем во многих республиках существовали собственные ТУ, которые различались в зависимости от ситуации с урожаем, мясной и молочной промышленностью в регионе. По ТУ так же производили всеми любимое советское мороженное (родом из США), которое делали из растительных жиров, комбижира, вместо агар-агара добавляли крахмал и муку, а в начале 1980-х сливочные сорта мороженого заменили молочными: сливочный пломбир остался только в Москве и Ленинграде, провинцию же кормить жирно никто не собирался.

Реклама советского мороженного


За пределами областных центров с 1970-х годов не продавали никакого мороженого, кроме томатного, потому что все молочные продукты из сельхоз-регионов подчистую вывозили в Москву. В Тюмени третий сорт мороженого появился только в конце 1980-х, а до этого были только молочное в стаканчике и молочное на палочке.


Тяжелая промышленность

Как выяснили, в легкой промышленности у СССР дела обстояли не очень. Но может в тяжелой "нагнали и перегнали"?

3496


Думаю, всем советским людям знаком этот трамвай – имя ему Татра-3. T3 — трамвайные вагоны, изготовлявшиеся предприятием ЧКД Прага с 1960 по 1999 год. Всего произвели 14 113 вагонов, включая прицепные безмоторные. Более 1000 таких трамваев поставили в Прагу, Москву и Киев. Татра T3 (с учётом модернизированных вагонов) до сих пор является основным типом подвижного состава во многих чешских, российских и украинских городах.

Получается, что даже такую простую в производстве вещь как трамвай, в Советском союзе закупали в дружественных странах. Маленькая Чехословакия обеспечивала весь огромный Союз.

3497


А это Ikarus-250 был одним из самых распространённых автобусом в СССР и России, в 1970-1995 гг. Произведены эти автобусы были одноименной Венгерской компанией.

Самая популярная электричка на всем постсоветском пространстве – ЭР2 и различные её модификации – производилась Рижским вагоностроительный заводом в период с 1962 по 1984 годы. Правда Латвия, в числе других стран Балтии, была оккупирована Советским Союзом в 1940 году, но прибалтийские республики оставались весьма обособленными. До оккупации Рижский завод производил автомобили, автобусы и вагоны. Латвия, с довоенным населением около 2 млн., была вполне себе самодостаточным государством и добилась этого без репрессий, голодомора, коллективизации и прочих "прелестей", которыми сопровождалась сталинская индустриализация.


Еще показательный факт: СССР закупал в ФРГ трубы для газопроводов.
Сделка века «газ — трубы», контракт века «газ — трубы» — долгосрочное соглашение (международный контракт) 1970 года между Советским Союзом и Федеративной Республикой Германии о поставке в СССР труб большого диаметра и другого оборудования для строительства газопровода в Западную Европу с платой за поставленные трубы и оборудование газом с месторождений Западной Сибири.
вашим санкциям труба пропаганда СССР


Во многом благодаря этой сделке ФРГ сразу получила огромный бонус в экономическом развитии. Тут тебе и долговременная загрузка своих металлургических предприятий, и очень дешевый газ в огромных количествах. Но зачем вообще понадобился такой казалось бы невыгодный для СССР и весьма выгодный для ФРГ контракт?

Дело в том, что до самого своего распада СССР так и не научился делать трубы высокого давления большого диаметра. Это достаточно сложная и высокотехнологичная продукция. Более простые технологически спиралешовные-одношовные и прямошовные-двухшовные умели делать, помогли специалисты из Чехословакии. Одношовные-прямошовные трубы небольшого диаметра и невысокого давления — умели делать.

А вот чтобы всё сразу — одношовные-прямошовные высокого давления большого диаметра (которые как раз и нужны для больших трубопроводов) в СССР производить не умели вообще. СССР вынужден был импортировать эту стратегически важную продукцию из-за рубежа, в колоссальных количествах. Причем не из социалистической ГДР, так как там тоже не умели делать такие трубы, а из более развитой в техническом плане Западной Германии.

Получается, даже стратегически важную технологию Союз освоить не смог, а ведь на импорт сырья приходилось большая часть ВВП страны. Кстати, после развала СССР, РФ таки смогла освоить эту технологию и начиная с 2005 года открылось сразу несколько новых цехов по производству этой сложной высокотехнологичной продукции — прямошовных-одношовных труб высокого давления большого диаметра.


Трудности в СССР были не только с технически сложной продукцией, но и с мелким ширпотребом. Мужчины брились опасными бритвами и латунными бритвенными станками с лезвиями «Восход». Женщины вместо прокладок пользовались марлей или рвали на лоскуты старые простыни. Красивого, эротичного, кружевного нижнего белья не существовало, колготки часто были в дефиците, парфюмерия и средства по уходу за собой – тоже. Гигиенические прокладки, спортивные тренажеры, импортные игрушки пришли к нам только в конце 80-х — вместе с перестройкой. Между тем, на Западе люди уже почти век как пользовались благами цивилизации, изобретенными ещё в начале 20 века.


Подытожим

Неосоветская пропаганда пытается оправдать многомиллионные жертвы и тяжелые лишения народов СССР "выдающимися экономическими успехами". Якобы, "если бы не репрессивные меры, то не преодолели бы отсталость". Так, в российском постановлении памяти жертв 30х годов сказано, что "народы СССР заплатили огромную цену за индустриализацию, за гигантский экономический прорыв, произошедший в те годы". То есть 7 млн. человек умерло, чтобы... СССР произвел почти в 40 раз меньше автомобилей, чем меньшие по численности населения США? И в несколько раз меньше тракторов? Не говоря уже про бытовую технику. Польша, страны Балтии, Финляндия, ранее входившие в Российскую Империю, развивались без массовых жертв, Галага, колхозов и т.п. При сравнительном анализе становится очевидным, что заявления про "выдающиеся экономические успехи" и "необходимые для этого жертвы" не более чем манипуляции пропагандистов: на самом деле все эти жертвы - следствие некомпетентности и жестокости большевиков в их борьбе за удержание власти.

CCCР так и не мог обеспечить своих граждан автомобилями, бытовой техникой, книгами, общественным транспортом, качественными продуктами питания, электроникой на уровне Западных стран. Даже стратегически важные отрасли, как жд-транспорт, газопроводы, ГЭС и пр., частично или полностью заимствовались у свободного мира. И чем же занимались все эти мега-заводы, о которых так любят вспоминать ностальгирующие? Где те самые экономические показатели "второй экономики мира", по которым мы должны не просто догнать, но и перегнать Запад? И что именно развалили "либералы из КПСС" в 90-е? Автоваз вот сохранили за счет заградительных пошлин - в результате все население РФ переплачивает за автомобили (на бытовую технику и электронику вводить заградительные пошлины смысла не было - расцвела бы контрабанда). Таким образом, советская промышленность развалилась не из-за подрывной деятельности мифических предателей ("либералов из КПСС"), а в следствии ее технологической отсталости, которая, в свою очередь, стала следствием недостатков политического и экономического устройства СССР.

На основе статьи Тома Джоуда (с заблокированного tjournal.ru).
 
Последнее редактирование:
moder

moder

Администратор
Команда форума
Вот еще статистические данные: сколько пашни приходилось на 1 трактор, в гектарах.
3666


Казалось бы, одна из ключевых областей СССР наряду с нефтянкой и все равно сильное отставание.
 
Последнее редактирование:
moder

moder

Администратор
Команда форума
Финны подготовились.

3515


У Польши было мало шансов против Германии и СССР одновременно. Страны Балтии были слишком маленькие, чтобы сопротивляться советской агрессии. Правда и население Финляндии было небольшим, всего 3.7 млн. человек против 170 млн. у СССР. Но у Финляндии была хотя бы стратегическая глубина.

СССР к войне, кстати, оказался не готов, не смотря на кратное превосходство в живой силе и технике. Потому что Сталин не готовился к оборонительной войне, как финны. Плюс массовые репрессии против военных, населения, разработчиков оружия, что привело: к сильному техническому отставанию в военной сфере, потерям в живой силе (умершие 7 млн. от репрессивных мер в ходе коллективизации, умершие в лагерях, в ссылках, расстрелянные и т.д.), ошибкам командования (многие новые командиры, назначенные вместо репрессированных, оказались некомпетентны), большому количеству перебежчиков. Кроме того, агрессия СССР в начале 2МВ против соседних государств привела к росту поддержки Гитлера в Восточной Европе, в т.ч. к гитлеровской коалиции присоединилась Финляндия, чтобы вернуть утраченные в ходе Зимней Войны территории.


Эти факты подтверждают мой тезис о некомпетентности и глупости советской власти. Да, наделали много танков, больше чем вся Европа. Но только в Зимней Войне потеряли до 3500 танков, при том что у финнов было всего 32 танка. Довоенные танки и самолеты оказались морально устаревшими к началу войны. В итоге спасались лендлизом.

Гитлер выделил на Восточный Фронт порядка 8 млн. Сталин мобилизовал 35 млн.

Итоговые потери Германии и союзников, и СССР без учета потерь Восточных Союзников:

3513


В английской википедии пишут, что точные цифры советских потерь пока установить не удается. По официальным российским источникам 8.7 млн. погибших (а официальные оценки много раз менялись), по данным независимых историков до 14 млн.

Что касается немецких пленных, так большинство приходится на последние месяцы войны, когда Германия воевала на два фронта. Западные союзники захватили в плен около 4 млн. немецких солдат до капитуляции и 8 млн. всего.

То есть некомпетентность и глупость советского режима компенсировалась большим количеством живой силы и помощью союзников.
 
Последнее редактирование:
moder

moder

Администратор
Команда форума
Дизайн кузова ЗИС-101 тоже делали не сами:
Так как кузов «Бьюика» уже не соответствовал моде середины тридцатых годов, понадобилось заново спроектировать и его. Эту работу поручили американскому кузовному ателье «Бадд» (Budd Company), которое на основе советских эскизов спроектировало элегантный и внешне современный для тех лет кузов, а также поставило всю необходимую для серийного производства оснастку. Это обошлось государству в полмиллиона долларов и заняло 16 месяцев.
За полмиллиона долларов, потраченных на разработку дизайна для чиновничьих авто, можно было купить свыше 1000 автомобилей Ford-A. Что весьма существенно, учитывая, что в 30-е годы их всего, на весь СССР, производили около 20 тыс. в год, но советским чиновникам важно было, чтобы служебные автомобили смотрелись "современно и элегантно".
 
Последнее редактирование:
Сверху