
moder
Администратор
Команда форума
Легче всего опровергнуть тезис про жилье: заниматься жилищной проблемой в СССР стали гораздо позже, чем следовало, — спустя десятилетия после войны. Даже самым оголтелым сторонникам Советского Союза кажется неприемлемой практика коммуналок, а ведь в них значительная часть городского населения жила даже и в 1990-х годах. Хрущевки и правда помогли исправить ситуацию — и хотя жилье действительно «предоставлялось», дальнейшие операции с ним были либо полулегальны, либо совсем нелегальны. «Советский человек был обеспечен жильем на четверть от американского», — указано в книге Максима Трудолюбова «Люди за забором».
При капитализме численность крупных городов определяет конкуренция, которая выражается в стоимости жилья. В СССР были квоты на прописку. Переехать из провинции в Москву и получить московскую прописку было сложно. Как правило, для этого приходилось долго ждать и работать на тяжелых работах. Коренные москвичи относились к иногородним пренебрежительно, называя их лимитчиками.
В СССР квартира принадлежала государству - нельзя было легально ее продать и переехать в другое место. Собственностью советские квартиры стали лишь в 90-е, с приватизацией. Естественно, большинство стало обладателями недорогих провинциальных квартир, но в СССР даже такие квартиры ждали годами. Это к разговору о социальной справедливости.
Что касается зарплат - да на зарплаты и пенсии в 1985 году можно было купить приблизительно то же количество молока, хлеба и водки, сколько в 2016-м (чего-то меньше, чего-то больше, но в среднем столько же), но главная проблема была в другом — помимо молока, хлеба и водки, купить было больше нечего. Жилье и земельные участки распределялись на работе, на автомобили (и гаражи) приходилось записываться в многолетние очереди, импортные товары доставались по «серым» схемам, а выбор в магазине был в буквальном смысле северокорейский. Плоды западной цивилизации приходили в СССР с задержкой в среднем 5-10 лет (своих "плодов" почти не было), даже туалетная бумага появилась в СССР только в 1968 году.
Как пишет Егор Гайдар в «Гибели империи», эта проблема осознавалась на самом высшем уровне, но неудовлетворенный спрос резко рос — в 1970 году он составлял 17,5 миллиарда рублей (4,6% ВВП), в 1985-м — 60,9 миллиарда рублей (7,8% ВВП). Если переводить это с экономического языка: номинальное благосостояние вступило в сильное противоречие с реальным — деньги были, но на них нечего было купить. Многие помнят, что во время перестройки у них пропали в Сбербанке сбережения «на две „Волги“», но забыли, что этих «Волг», как и квартир, тоже надо было ждать годами.
Очень показательный график автомобилизации США и СССР (отсюда).
Синяя линия - США, красная - Россия (РСФСР), красный пунктир - линейный фит советской части, синий пунктир - линейный фит российской части.
Как видим, в США уже в 60-х машины были почти в каждой семье, в то время как в СССР 80-х годов машина была роскошью, особенно на периферии.
Источники:
Медуза
Росстат
При капитализме численность крупных городов определяет конкуренция, которая выражается в стоимости жилья. В СССР были квоты на прописку. Переехать из провинции в Москву и получить московскую прописку было сложно. Как правило, для этого приходилось долго ждать и работать на тяжелых работах. Коренные москвичи относились к иногородним пренебрежительно, называя их лимитчиками.
В СССР квартира принадлежала государству - нельзя было легально ее продать и переехать в другое место. Собственностью советские квартиры стали лишь в 90-е, с приватизацией. Естественно, большинство стало обладателями недорогих провинциальных квартир, но в СССР даже такие квартиры ждали годами. Это к разговору о социальной справедливости.
Что касается зарплат - да на зарплаты и пенсии в 1985 году можно было купить приблизительно то же количество молока, хлеба и водки, сколько в 2016-м (чего-то меньше, чего-то больше, но в среднем столько же), но главная проблема была в другом — помимо молока, хлеба и водки, купить было больше нечего. Жилье и земельные участки распределялись на работе, на автомобили (и гаражи) приходилось записываться в многолетние очереди, импортные товары доставались по «серым» схемам, а выбор в магазине был в буквальном смысле северокорейский. Плоды западной цивилизации приходили в СССР с задержкой в среднем 5-10 лет (своих "плодов" почти не было), даже туалетная бумага появилась в СССР только в 1968 году.
Как пишет Егор Гайдар в «Гибели империи», эта проблема осознавалась на самом высшем уровне, но неудовлетворенный спрос резко рос — в 1970 году он составлял 17,5 миллиарда рублей (4,6% ВВП), в 1985-м — 60,9 миллиарда рублей (7,8% ВВП). Если переводить это с экономического языка: номинальное благосостояние вступило в сильное противоречие с реальным — деньги были, но на них нечего было купить. Многие помнят, что во время перестройки у них пропали в Сбербанке сбережения «на две „Волги“», но забыли, что этих «Волг», как и квартир, тоже надо было ждать годами.
Очень показательный график автомобилизации США и СССР (отсюда).
Синяя линия - США, красная - Россия (РСФСР), красный пунктир - линейный фит советской части, синий пунктир - линейный фит российской части.
Как видим, в США уже в 60-х машины были почти в каждой семье, в то время как в СССР 80-х годов машина была роскошью, особенно на периферии.
Источники:
Медуза
Росстат
Последнее редактирование: