Известные российские и советские эмигранты: ученые, новаторы, предприниматели

moder

moder

Администратор
Команда форума
Владимир Зворыкин

3669


Свою карьеру Зворыкин начал в Офицерской радиошколе. Во время Гражданской войны пытался уклониться от призыва на воинскую службу, что заставило бежать его из Москвы в Омск, который совсем скоро стал центром белого движения. В 1919 году его отправили в командировку в США, однако скоро выяснилось, что возвращаться опасно – белое движение пало, и Зворыкина могли расстрелять за пособничество. Опасения Зворыкина были не напрасны, поскольку многие советские ученые пострадали от репрессий, в частности, учитель Зворыкина, Розинг, был сослан на север по "делу академиков".

В США инженер сначала основал компанию «Вестингауз», а впоследствии стал отцам телевидения, создав кинескоп и иконоскоп, ставшие основой для телевизора.

----------------------------------

Игорь Сикорский

Великие Российские учёные, которые покинули родину и мигрировали в США Россия, США, Наука, Ученые, Эмиграция, История, Из сети, Длиннопост

Карьера авиаконструктора началась еще в 1912 году в Российской Империи. Первые многомоторные самолеты «Русский витязь» и «Илья Муромец» им были созданы еще в 1913-1914 годах. Сикорский был убежденным монархистом и не принял революцию. В итоге инженер эмигрировал в США через Францию. Поначалу карьера там не заладилась. Некоторое время выдающийся инженер работал учителем в вечерней школе. Однако, в 1923 году ему удается создать компанию «Sikorsky Aircraft Corporation» и первый вертолет, который поднимется в небо в 1942 году.

----------------------------------

Борис Бахметев

Великие Российские учёные, которые покинули родину и мигрировали в США Россия, США, Наука, Ученые, Эмиграция, История, Из сети, Длиннопост

В США Бахметев оказался в 1917 году в качестве дипломата от Временного правительства. Там он вел переговоры по поводу займа для приобретения сельскохозяйственной техники. Впрочем, нам ведь важен вклад Бориса Бахметева как учёного, а не как политика? Инженер внес огромный вклад в развитие аэродинамики. В частности он создал фундаментальный труд «Механика турбулентного движения».

----------------------------------

Степан Тимошенко

3671


Степан Тимошенко еще во времена Царской России делал успешную научную карьеру. Участвовал в основании Украинской Академии наук в Киеве. Однако революционный хаос не лучшим образом отразился на возможностях и перспективах науки в стране. В итоге ученый эмигрировал сначала в Югославию, а затем уехал в США.

Став профессором Мичиганского университета, организовал летнюю школу механики для докторантов и дипломированных специалистов Америки.

Тимошенко внес огромный вклад в теорию упругости. Разработал теорию устойчивости упругих систем и теорию изгиба стержней и пластин с учетом деформации сдвига.

----------------------------------

Феодосий Добржанский

3672


В 1920 годах Добржанский отправился на стажировку за границу, уже там получил стипендию Фонда Рокфеллера, в итоге поездка переросла в эмиграцию. По словам самого Феодосия, решающее слово в его желании эмигрировать сказал Красный террор 1919 года, когда он еще был студентом. Эмиграция Добржанского была сопряжена с грубейшими нарушениями законодательства США, однако его дело отстояли американские ученые. Поговаривают, что они дошли до самого президента Гувера.
Ученый заложит основу построения синтетической теории эволюции, напишет книгу «Генетика и происхождение видов», а также сделает еще много другого для развития и популяризации генетики. Кстати, именно Добржанский доказал, что все люди – представители одного вида, тем самым развенчав домыслы о превосходстве одной расы над другой.

----------------------------------

Георгий Гамов

Великие Российские учёные, которые покинули родину и мигрировали в США Россия, США, Наука, Ученые, Эмиграция, История, Из сети, Длиннопост

Георгий Гамов успел многое сделать еще будучи резидентом СССР, однако основная масса его трудов все-таки пришлась на зарубежный период работы, когда он стал невозвращенцем. В 1934 году ученый просто не вернулся из заграничной поездки. Первое время Гамов не хотел полностью рвать отношения с родиной и пытался получить статус работающего за границей (уехал в Данию, потом во Францию, потом в США).

Именно Георгий Гамов создал теорию эволюции звезд и модель «горячей Вселенной», теорию красных гигантов, а также работал в молекулярной биологии, внеся свой вклад в создание модели работы генетического кода.

----------------------------------

Отто Струве

Великие Российские учёные, которые покинули родину и мигрировали в США Россия, США, Наука, Ученые, Эмиграция, История, Из сети, Длиннопост

В 1916 году потомок известной династии астрономов Отто Струве бросил учебу и отправился на Первую мировую войну. В годы кровопролитной Гражданской войны Струве все-таки закончил университет, однако совсем скоро влился в ряды белогвардейской армии Деникина. В 1920 году стало понятно, что война проиграна, брат и отец Отто умерли, и оставаться в стране не было больше никакого смысла. В итоге Струве эмигрировал в США.

В 1923 году он защитил диссертацию по спектрально-двойным звездам. Впоследствии ученый разработает способ определения скорости вращения звезд, а также создаст теорию обнаружения планет по допплеровским колебаниям звезды, вокруг которой они вращаются.

----------------------------------

Владимир Ипатьев

4133

Герман Пайнс (слева) и Владимир Ипатьев создали инновационное авиационное топливо, которое помогло союзникам выиграть Вторую мировую войну.

После окончания Михайловского артиллерийского училища работал в Санкт-Петербургском университете. В 1916 году стал академиком Санкт-Петербургской академии наук.

В годы Первой мировой войны посвятил себя разработке методов защиты от химического оружия.

В середине 1920-х годов, после того как от власти был отстранен тесно работавший с ученым Троцкий, Ипатьев ощутил перемену и в отношении к себе: его вывели из Президиума ВСНХ, недвусмысленно напомнили о том, что в свое время он отказался вступить в партию. В 1936 году, во время научной командировки за рубеж, академик АН СССР Владимир Николаевич Ипатьев узнал о преследовании коллег по подозрению во "вредительстве и шпионаже". Его близкий друг, профессор Е. Шпитальский, был отправлен в тюрьму сразу после избрания членом-корреспондентом Академии наук СССР. Ипатьев принял решение не возвращаться на Родину.

Русскому "невозвращенцу" предложили преподавать сразу в двух университетах – чикагском Северо-Западном и Нортуэстернском в научном центре Эванстоун – и предоставили лабораторию. В нее он вкладывал все заработанные деньги, приглашая на работу только русских и американцев, знавших русский язык. Крупнейшим открытием Ипатьева стал разработанный им революционный способ перегонки нефти, названный "каталитическим крекингом": он позволил на 20 процентов увеличить выход бензина при переработке нефти. Другим прославившим русского химика изобретением стал высокооктановый бензин, который во время Второй мировой войны дал американским самолетам победный перевес в скорости.

В 1937 году Ипатьев был признан "человеком года", обойдя тысячу претендентов на этот титул; стал академиком Национальной академии наук США. И, наконец, в мае 1939 года был удостоен медали Лавуазье – высшей награды для выдающихся химиков планеты.

----------------------------------

Георгий Кистяковский

4134

Джордж Кистяковски (слева) и Харрисон Рэндалл стоят на открытом воздухе

Родился в семье профессора права Киевского университета Богдана Кистяковского и Марии Вильямовны Кистяковской (урождённая Беренштам); внук известного юриста Александра Кистяковского и общественного деятеля, педагога Вильяма Людвиговича Беренштама.

Октябрьский переворот не поддержал, считал власть большевиков авторитарной. Осенью 1918 года вступил в ряды Белой армии. В 1920 году ушел из Крыма в Константинополь. В 1921 году недолгим транзитом через Болгарию и Югославию оказался в Германии. Поступил в Берлинский университет, прошел полный курс обучения всего за три с половиной года, стал доктором химических наук. С выходом монографии "Фотохимические процессы", уже под именем Джордж Кистяковский, был признан в научном мировом сообществе. С 1930 года связал свою карьеру с Гарвардским университетом, тогда же получив американское гражданство. Здесь стал одним из лучших специалистов по взрывчатым веществам, за что в 1941 году был избран членом Национальной академии наук США.

В 1942 году исследования Кистяковского привлекли внимание будущего создателя атомной бомбы Р. Оппенгеймера, он пригласил русского в качестве "консультанта по взрывам". И уже к началу 1945 года в подчинении "мистера Кисти", как назвали его коллеги, работал коллектив из шестисот ученых и инженеров.

Первые атомные бомбы делали на основе урана. Но более заманчивым казалось уже тогда использование оружейного плутония. Однако плутоний-239 никак не желал взрываться по принципу, разработанному для урановых бомб. От решения этой задачи зависело будущее ядерного проекта США – и Кистяковский блестяще справился с задачей. Он разработал боратол – "медленную взрывчатку", действие которой (равномерно со всех сторон с силой в тысячи атмосфер) сжимало плутониевый шар и намертво, до плотности критической массы, прижимало его половины друг к другу. В результате запускалась цепная реакция.

Научное открытие Кистяковского позволило не только вовремя завершить создание "рабочей" атомной бомбы, но и успешно провести ее испытание. Говорят, при первом ядерном взрыве никто не был допущен к "запалу" Кистяковского, кроме самого автора.

----------------------------------

Василий Леонтьев

4135


Василий Леонтьев родился 5 августа 1905 года в Мюнхене , Германия, в семье Василия В. Леонтьева (профессора экономики ) и Златы (немецкое написание Слата ; позже Евгения) Леонтьева (урожденная Беккер). Василий Леонтьев-старший принадлежал к семье русских купцов-старообрядцев, живших в Петербурге с 1741 года.

В СССР встал на сторону борцов за академическую автономию, свободу слова и в поддержку Питирима Сорокина. В результате он несколько раз задерживался ЧК. В 1925 году ему разрешили покинуть СССР, главным образом потому, что ВЧК считало его смертельно больным саркомой диагноз, который впоследствии оказался ложным. Он продолжил обучение в Университете Фридриха Вильгельма в Берлине и в 1928 году получил степень доктора философии, а также получил степень по экономике под руководством Вернера Зомбарта и написал диссертацию на тему «Экономика как круговой поток» (оригинальное немецкое название: Die Wirtschaft als Kreislauf).

С 1927 по 1930 год работал в Институте мировой экономики Кильского университета . Там он исследовал вывод статистических кривых спроса и предложения. В 1929 году он отправился в Китай, чтобы помогать министерству железных дорог в качестве советника.

В 1931 году он уехал в Соединенные Штаты и работал в Национальном бюро экономических исследований.

Победивший на выборах 1933 года американский президент Франклин Рузвельт провозгласил "новый курс", суть которого в государственном регулировании экономики. Одним из главных советников Рузвельта и стал Василий Леонтьев.

Пытаясь найти баланс между свободой предпринимательства и государственным контролем, Леонтьев определил точный коэффициент, при котором регулирование рынка становится максимально эффективным. Для этого потребовались колоссальные исследования: ученый собрал уникальную статистику (производство, сбыт, цена и т.д.), какой ни до него, ни после не обладал никто. Знаменателен сам факт, что обработка этих данных стала возможна лишь со временем, когда появились вычислительные машины последних поколений.

Свой метод экономического предвидения Василий Васильевич назвал "затраты – выпуск", за что и получил Нобелевскую премию по экономике 1973 года.

----------------------------------

Владимир Юркевич

4137


Учился в Санкт-Петербургском политехническом институте и уже здесь, под руководством выдающегося инженера-кораблестроителя Константина Боклевского, начал разрабатывать собственные идеи проектирования корпуса судов. А именно: сопротивление воды движению корабля существенно снижается, если уменьшить поперечный размер судна в так называемом центре давления на корпус.

Для определения этого центра Юркевич предложил формулу, которая стала классической в мировом судостроении. Характерной чертой судов новой конструкции стала обтекаемая "бульбообразная" форма носа, названная "бульб Юркевича".

Во время Гражданской войны в России Юркевич стал офицером Белого движения. В 1920, после разгрома армии Врангеля в Крыму , эмигрировал в Турцию . Он испытал трудности, живя в чужой стране, в том числе невозможность работать по своей профессии, вместо этого он нашел работу грузчиком. Затем вместе с группой иммигрантов он открыл мастерскую по ремонту старых автомобилей. Два года спустя он переехал в Париж.

Хотя Юркевич оставался выдающимся инженером, ему пришлось устроиться на работу токарем на автозаводе «Рено» и чертежником на верфи. Он пытался убедить британских кораблестроителей использовать разработанную им в России конструкцию корпуса для проекта RMS Queen Mary , утверждая, что это будет эквивалентно увеличению мощности в 1/6, но его идея была отвергнута.

Лишь шесть лет спустя он получил возможность работать согласно своей квалификации. Он работал в крупной судостроительной компании Penhoët, которой вскоре после этого было поручено спроектировать и построить новый огромный трансатлантический лайнер под названием SS Normandie. Юркевич решил самостоятельно спроектировать план корпуса корабля, что сыграло весьма значительную роль в его дальнейшей жизни.

Испытания, начавшиеся сначала в Париже, а затем продолженные в Гамбурге , доказали превосходство модели Юркевича. Это была самая быстрая из 25 моделей, предложенных в основном французскими специалистами. Многих поразила новизна его корпуса, в котором выпуклая носовая часть сочеталась с верхней частью корпуса в стиле Clipper.

Юркевич переехал в США 5 марта 1937 года. Он основал в Нью-Йорке техническое бюро под названием Yourkevitch Ship Designs, Inc. и начал переговоры с представителями военно-морского и торгового флотов США, а также с частными судоходными компаниями. Первое тестирование моделей Юркевича состоялось в Вашингтоне, округ Колумбия, на государственном испытательном полигоне. Их результаты превосходили результаты моделей конкурентов. К 1938 году по проектам Юркевича было построено или реконструировано 42 корабля.

----------------------------------

Александр Власов

Родился в семье казаков-старообрядцев в одной из станиц под Новочеркасском в 1884 году. В 1902 году Александр стал студентом первого приёма только что открытого в Санкт-Петербурге Политехнического института. В 1908 году после успешного окончания вуза инженер А.Н. Власов вернулся в Одессу и стал работать в городской администрации в отделе водоснабжения. Помогал отцу в введении дел семейной компании, демонстрируя незаурядные аналитические способности и удивительную интуицию. С начала 1917 года начал распродажу активов и получил для себя и семьи румынское гражданство. Весной 1918 года Александр Власов с женой Верой и сыном Борисом переезжает в Румынию.

В Румынии Власов начал свой бизнес как автодилер, потом переключился на торговлю углём. В 1925 году, заручившись поддержкой своих единоверцев-староверов, Власову удалось получить от польского правительства долгосрочный подряд на поставки местного угля сначала в Болгарию и Румынию, а впоследствии в Грецию и Италию. Одновременно с этим, предприниматель А. Власов стал акционером румынского транспортного общества "PRIMA, Societate Natonale de Navigatione", занимавшегося транспортировкой угля на грузовых кораблях. С этого времени основными интересами А.Н. Власова стали морские перевозки.

В 1933 году Власов приобретает свои первые корабли малого тоннажа, и открывает в Милане собственную компанию по реализации угля. К 1937 году ему удаётся открыть своё морское агентство в Лондоне и заказывает постройку двух новых судов. С 1938 году, уже с итальянским паспортом, Власов успешно руководит поставками угля во всём средиземноморском бассейне, имея представительства в Алжире и Египте. В том же году создаёт судоходную компанию "Sitmar Cruises", принадлежащую семье Власовых полвека. Понимая, что очень скоро вся Европа превратится в арену большой войны, Власов переводит свой бизнес в Швейцарию, а потом в США (Нью-Йорк) и Аргентину (Буэнос-Айрес), куда и переселяется сам и переводит свои корабли.

После окончания войны Власов скупает практически за бесценок американские транспортные корабли, переоборудуя их в пассажирские. Получает от ООН очень выгодный контракт для перевозки "перемещенных лиц". Как выяснилось значительно позднее, компании и корабли Власова участвовали в операции Ватикана по перемещению в Латинскую Америку более 10 тысяч русских, не пожелавших вернуться в СССР. Александр Никифорович Власов финансировал их обустройство в Каракасе и Буэнос-Айресе.

К началу 1950-х годов, просчитав, что эра угля подходит к концу, Власов начинает строительство танкеров. Но перевозка пассажиров остаётся одним из важнейших направлений деятельности "Власов Групп". В 1955 году от австралийского правительства компании Власова получают очень выгодный контракт на переправку из Европы эмигрантов в Австралию, так называемых "субсидированных пассажиров". За 15 лет по этому контракту корабли Власова перевезли 50 тысяч человек. В частности, в 1966 году из Уэльса на одном из судов Власова прибыла в Австралию будущий Премьер-министр страны Джулия Гиллард.

Александр Никифорович Власов был очень скрытным и необщительным человеком, из русских людей сотрудничал исключительно со своими единоверцами - староверами. Единственное исключение он делал только для "Объединения Санкт-Петербургских политехников", в деятельности которого но принимал самое активное участие.

----------------------------------

Александр Понятов

4136


Александр Понятов происходил из семьи видного лесопромышленника Казанской губернии. Его отец происходил из крестьян, но занявшись лесоторговлей, стал купцом первой гильдии.

По окончании Первого реального училища в Казани А. М. Понятов в 1909—1910 годах проучился в Императорском Казанском университете на математическом отделении физико-математического факультета. Потом перевелся в Императорское Московское техническое училище, возможно, из-за увлечения авиатехникой.

Во время Гражданской войны служил в Белой армии, затем эмигрировал в Китай, где работал в Shanghai Power Company, пока не эмигрировал в Соединенные Штаты в 1927 году. Впоследствии он работал в General Electric, Pacific Gas & Electric и Dalmo-Victor. В 1944 году он основал компанию Ampex. Александру удалось собрать сильную команду, так, в числе сотрудников его компании был Рей Долби, известный как автор уникальной звуковой системы кинопоказа, которой оснащены все кинотеатры мира.

После окончания Второй мировой войны ему на глаза попались трофейные магнитофоны. На их основе была создана первая американская аппаратура для аудиозаписи.

В 1947 году был создан прототип аудиомагнитофона — Model 200A — продемонстрированный в Голливуде. В том же году фирме Ampex удалось привлечь инвестиции известного артиста Бинга Кросби в размере $50000. В следующем году фирма Ampex выпускает несколько студийных магнитофонов, которые стали применять радиовещательные компании для трансляции сигнала с задержкой (broadcast delay). C 25 апреля 1948 года компания ABC с помощью Model 200A начинает регулярное профессиональное использование магнитозаписей.

В 1951 году 59-летний Понятов и его главные технические советники Чарльз Гинзбург (1920—1992), Вейтер Селстед и Мирон Столяров (Myron Stolaroff, 1920—2013) решили разработать видеозаписывающее устройство, использующее принцип поперечно-строчной записи вращающимися головками (такой способ позволял совместить высокую скорость движения магнитной головки относительно ленты, необходимую для записи полосы частот телевизионного сигнала (несколько МГц), с низкой скоростью движения самой ленты, необходимой для приемлемой продолжительности записи на одном рулоне).

14 апреля 1956 года фирма Ampex демонстрирует в Чикаго на конвенте NAB первый коммерческий видеомагнитофон (videotape recorder) VR-1000, использующий для записи видеосигнала магнитную ленту формата Q. Вскоре в телеэфир США вышли первые передачи в записи (30 ноября 1956 года CBS транслирует видеозапись «Doug Edwards and the News»; 13 октября 1957 года произведена видеозапись передачи «The Edsel Show» для ретрансляции в западной части страны).

----------------------------------

Алексей Бродович

4138


Американский фотограф, дизайнер и преподаватель российского происхождения, который наиболее известен своим художественным руководством модного журнала Harper's Bazaar из 1934-1958 гг.

Во время Гражданской войны в России Бродович служил в Белой армии. Во время боев с большевиками в Одессе он был тяжело ранен и на время был госпитализирован в Кисловодск, на Кавказе. В 1918 году город был окружен большевиками, что вынудило Бродовича покинуть страну. Именно во время этого отступления на юг через Кавказ и Турцию он встретил свою будущую жену Нину.

По счастливой случайности, брат Алексея Николас оказался одним из солдат, охранявших беженцев в Новороссийске. После воссоединения с семьей Бродович отправился во Францию.

В Париже, Алексей красил театральные декорации. Благодаря этой работе он познакомился с художественной элитой французской столицы — Пикассо, Матиссом, Кокто, Дереном. Именно тогда за кулисами молодой человек сделал свою первую серию "Русских балетов", которые теперь считаются классикой абстрактной фотографии. Занимался он и разработкой рисунков для тканей. Когда его контракт с Дягилевым закончился, он продал эти эскизы разным учреждениям, в том числе домам моды Поля Пуаре и Эльзы Скьяпарелли.

В 1924 году Бродович неожиданно выиграл конкурс на лучший дизайн афиши благотворительного бала Le Bal Banal, объявленного в пользу таких же, как он, бедных художников. Его работа была выбрана организаторами из множества других, обойдя и постер Пабло Пикассо. С этого момента началась карьера Бродовича-графика. Он делал рекламу для магазинов Le Printemps, Bon Marche, Martini, а в 1928 году работал художественным директором универмага Aux Trois Quartiers.

Этот опыт весьма пригодился при разработке облика журнала Harper’s Bazaar, куда Бродович был приглашен в 1934 году. К тому времени он с семьей уже четыре года жил в Америке, преподавая рекламное дело в школе индустриального искусства при музее в Филадельфии.

Бродович создал первую профессиональную американскую школу дизайна. В программе были заявлены такие революционно новые дисциплины, как макетирование, журнальное оформление, репортаж, упаковка, арт-директорство, но главной целью обучения Бродович считал формирование особого типа дизайнерского мышления. Через его школу (в дальнейшем он организовал целую сеть дизайнерских лабораторий Design Laboratories) прошли почти все крупнейшие американские фотографы и дизайнеры: Ричард Аведон, Ирвинг Пенн, Хиро, Марвин Израэль, Бен Дэвидсон и многие другие. Самых талантливых Бродович нанимал к себе на службу, и их работы становились основой его дальнейших открытий.
 
Последнее редактирование:
Сверху