Российские ученые уезжают из России из-за военной цензуры и репрессий

moder

moder

Администратор
Команда форума
Три года назад видный астрофизик, член-корреспондент РАН Юрий Ковалев вместе с другими российскими специалистами совершил прорыв в изучении черных дыр. Ученый тогда был полон оптимизма и много рассказывал СМИ о том, какие еще открытия можно совершить. Как теперь выясняется, если они и будут сделаны, то в другой стране.


Юрий Ковалев

После начала войны Ковалев, как и многие другие ученые, подписал письмо с осуждением российской агрессии, а осенью уехал в Германию. Сейчас он занят помощью другим деятелям науки: одним нужна релокация, другим — решить трудности уже на новом месте жительства.



Что говорилось в открытом письме 8489 ученых о войне?
«Этот фатальный шаг ведёт к огромным человеческим жертвам и подрывает основы сложившейся системы международной безопасности. Ответственность за развязывание новой войны в Европе целиком лежит на России.
Для этой войны нет никаких разумных оправданий. Попытки использовать ситуацию в Донбассе как повод для развертывания военной операции не вызывают никакого доверия. Совершенно очевидно, что Украина не представляет угрозы для безопасности нашей страны. Война против неё несправедлива и откровенно бессмысленна».


Помощь нужна многим ученым. «После 24 февраля у нас был такой стресс, шок, что мы есть ничего не могли, были в ужасе, в панике, купили билет в Стамбул и просто сбежали», — вспоминает завкафедрой биологической эволюции МГУ, профессор РАН Александр Марков. В Турцию он уехал вместе с женой, ведущим научным сотрудником Палеонтологического института РАН Еленой Наймарк, но через полтора месяца супруги ненадолго вернулись. «Было ощущение, что этот ужас должен скоро закончиться, потому что это просто не может продолжаться», — говорит он. «Ужас» не закончился, и с декабря Марков, один из самых заметных российских биологов и популяризаторов науки, проживает в Израиле. Там же теперь обосновался и президент Московского математического общества академик Виктор Васильев.

Всего «Проект» установил имена 28 заметных ученых и преподавателей ведущих вузов, покинувших Россию после начала войны. Среди них — специалисты с мировым именем, лауреаты многочисленных премий.

Однако общее число уехавших ученых гораздо больше. Только организация Scholars at Risk, которая занимается помощью ученым со всего мира, вывезла из России 200 человек. Еще 62 деятелям науки помог уехать немецкий фонд Александра фон Гумбольдта. А в Telegram-чатах для ученых, которые нуждаются в релокации, сейчас состоят более шести тысяч человек , обращает внимание социолог Дмитрий Руденкин. Речь про чаты организации «Ковчег», которая с марта 2022 года помогает эмигрантам из России.


Куда уехали сотрудники Шанинки?
Уехавшие ученые стали создавать новые учебные организации за рубежом — так, в Черногории экс-сотрудники Московской высшей школы социальных и экономических наук создали учебную программу Liberal arts & Science. Руководство уже ведет набор студентов на короткие курсы и рассчитывает превратить программу в полноценный вуз. По словам руководителя программы, бывшего декана факультета медиакоммуникаций в Шанинке Ксении Лученко, к ним поступило более 30 заявок от российских преподавателей. «Честно говоря, у нас пока меньше вакансий, чем желающих», — говорит Ксения.

«Остановились целые научные отрасли, исследования просто не ведутся. Мы отброшены на годы назад», — сокрушается астрофизик, профессор РАН Сергей Попов. Его биография похожа на истории многих заметных ученых. В 2016 году он получил государственную премию «За верность науке», в феврале 2022 года подписал открытое письмо против войны, а через несколько месяцев уехал из России.

Ни Попова, ни других его коллег никто не уговаривал остаться. Напротив — научные и образовательные организации сами выдавливали высококлассных специалистов. Причем в традициях 30-х гг. прошлого века — с доносами и шпиономанией.



Уволенные и предатели
РАНхиГС — непростой вуз, он называет себя «президентской академией», в которой действует важный для Кремля проект — так называемая «школа губернаторов». После начала войны с недовольными в этой академии обходились без церемоний.

В частности в вынужденную эмиграцию уехала преподаватель кафедры государственного управления и публичной политики Института общественных наук РАНХиГС, Екатерина Шульман.
Но она продолжает вести свою просветительскую деятельность из Германии на своем канале Ютуб.

Вот ее последний эфир на радио Эхо Москвы (пока радио не отключили от эфира).

«Все составляющие мифемы про 9 мая и великую победу окончательно обнулились реальностью», — написал в своем Facebook 8 мая прошлого года преподаватель курса «Критическое мышление» РАНхиГС Денис Греков. Вскоре на его критические размышления публично пожаловалась профессор того же вуза Наталия Таньшина, и Грекова тут же вызвали в деканат и предложили уволиться. С другим преподавателем, которая в своих соцсетях тоже осуждала войну, поступили иначе. После доноса студента к ней на лекции приставили двоих наблюдателей из деканата — следить, чтобы она не позволяла себе лишнего. Более того, один из руководителей вуза встретился со старостами студенческих групп и призвал их доносить на педагогов, которые говорят на занятиях что-то «непатриотичное» . Греков теперь живет в Польше.


На бывшего замдиректора департамента науки Российского военно-исторического общества и доцента МГИМО Константина Пахалюка доносили дважды: из-за спора в Facebook о том, можно ли называть Украину фашистским государством, и из-за интервью «Дождю». Но уволиться из РВИО ему пришлось из-за более комичных обвинений.

В середине марта ученому, не скрывавшему антивоенную позицию, позвонили из администрации президента и пригласили приехать на Старую площадь . Там один из чиновников заявил ему: «Нам поступила информация, что в ваших контактах есть агенты „Моссада“, — пересказывает Пахалюк и добавляет, что с представителями израильских спецслужб он никогда не имел дела. Кроме этого собеседник припомнил ему, что тот выступает против внедряемого сейчас понятия о геноциде советского народа, что „противоречит государственной политике“. После этого чиновник попросил Пахалюка написать заявление по собственному желанию.

С давлением сталкиваются и преподаватели когда-то либеральной Высшей школы экономики — после начала войны руководство вуза стало обзванивать их с вопросом, не уехали ли они за границу. В результате были уволены или переведены на договоры ГПХ десятки сотрудников — по оценке бывшего профессора ВШЭ Константина Сонина, вуз потерял не менее 150 преподавателей с начала войны. Например, из института гуманитарных историко-теоретических исследований имени А. В. Полетаева ушло 60% сотрудников, а сам институт потерял в начале 2023 года статус международной лаборатории.

Один из уволенных — специалист по русской поэзии XX века профессор Олег Лекманов. Он уехал из России вскоре после того, как вышел на антивоенный митинг в Москве, и работать во ВШЭ дальше ему не позволили. Вуз настолько спешил с его увольнением, что его персональную страницу удалили с сайта, пока он еще дистанционно дочитывал курс своих лекций.


После этого ее последовательно уволили с трех должностей: летом Динара должна была занять пост главы Центра цифровых гуманитарных исследований московской ВШЭ, но прямо в день открытия центра ее отстранили. В октябре преподавательницу уволили с должности руководителя магистерской программы в пермской Вышке, а в конце года — и с поста завсектором исторических исследований там же.

Оставили без работы и сотрудников факультета журналистики МГУ — преподавателей с оппозиционными взглядами просто лишили нагрузки, сохранив минимальную зарплату и убрав их из учебного расписания. Всего «Проект» установил имена 20 преподавателей ведущих вузов, которые выступали против войны и были уволены.


Какие программы были закрыты в вузах в 2022 году
Модуль «Политическая журналистика» на факультете журналистики в МГУ — существовал на факультете с 2013 года. Его объединили с модулем «Социальная журналистика».

Программа Liberal Arts в РАНХиГС — факультет давал возможность студентам комбинировать два профиля обучения — например, политологию и историю.

Специализация «Права человека и демократическое управление» внутри магистерской программы «Политический анализ и публичная политика» в ВШЭ — студенты этой программы стажировались в зарубежных вузах и работали в международных правительственных учреждениях и правозащитных организациях.

Социолог Анна Кулешова и антрополог Александра Архипова утверждают, что сталкивались со случаями, когда редакторы научных журналов удаляли авторство уехавших ученых в научных статьях. «Такая же практика существовала в 80-х годах в СССР — и вот все повторяется», — говорит Кулешова.

Это правда, цензура действительно в полной мере вернулась в российскую науку.


Запрещенные темы
В 80-х годах советский ученый Игорь Кон написал новый для советской публики того времени труд — «Введение в сексологию». Но в конце прошлого года учебник перестали выдавать посетителям некоторых библиотек Москвы. Все из-за борьбы властей с ЛГБТ-сообществом.




Штрафы за пропаганду ЛГБТ
Подписанный Владимиром Путиным в конце прошлого года закон о полном запрете пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений, смены пола и педофилии вводит высокие штрафы. За пропаганду ЛГБТ можно получить штраф до 400 000 рублей для физлиц и до 5 млн — для компаний. Сайты, на которых будет обнаружена «пропаганда», должны быть заблокированы Роскомнадзором.


После принятия нового закона о «пропаганде нетрадиционных сексуальных отношений» библиотекари стали получать списки из десятков книг, которые необходимо изъять как противозаконные. Среди прочих там был труд Кона, а также многих других известных авторов, включая Харуки Мураками.


Список книг, подлежащих изъятию. Источник: Telegram-канал «Книгижарь»

Страх нового закона велик настолько, что философско-литературный журнал «Логос» сначала подготовил, а потом снял со своего сайта целый номер, посвященный феминистским исследованиям, который якобы тоже мог попасть под действие нового закона . Практически так же поступил журнал «Социология власти», сняв последний номер со своего сайта для того, чтобы проверить каждую статью с юристами на предмет «крамолы» — сейчас номер уже вернули на сайт . «Всего в различных журналах сняли с публикации около двух десятков статей. А сколько статей об ЛГБТ теперь просто не будет написано — даже представить страшно», — сокрушается Кулешова.



Содержание снятого номера журнала «Логос»


Избавляется от «запрещенных» книг и публикаций и Высшая школа экономики. Как выяснил «Проект», дирекция по правовым вопросам вуза составила и разослала в разные подразделения целую «памятку» о том, как теперь поступать с «запрещенной» информацией. Суть — лучше удалять практически любой контент про ЛГБТ. Даже приводится конкретный пример — книгу «Лето в пионерском галстуке», бестселлер первого полугодия 2022 года, необходимо изъять.


Что делать, если в книге упоминаются однополые отношения, но мы не уверены, пропаганда ли это?
Есть книги, которые находятся в широком общественном обсуждении и в отношении которых понятна их пропагандистская направленность (напр., «Лето в пионерском галстуке»). Такие книги необходимо изъять.
Если есть сомнения, книгу можно оставить в разделе 18+.


Более того, составители настолько перестраховываются, что относят к запрещенным нетрадиционным отношениям даже БДСМ и свингеров, отмечая, правда, что «как правило, такие практики не пропагандируются».



Относится ли к нетрадиционным сексуальным отношениям только ЛГБТ?
В широком смысле этот термин может охватывать и иные табуированные практики и отношения (например, БДСМ, свингеры и т.д.). Однако, как правило, такие практики не пропагандируются.

Заодно составители «памятки» не пожалели «иностранных агентов». Они указали, что «информационные материалы иноагентов, если они были на портале, необходимо удалить». «Проект» не смог установить, реализовал ли вуз все предписания — пресс-служба ВШЭ не ответила на запрос.

В России 2023 года, как и во времена любых гонений, страдают исследователи всех социально-гуманитарных сфер. В прошлом году студент одного из региональных подразделения ВШЭ готовил диплом про Ханну Арендт — основоположницу теории тоталитаризма. Тема пришлась не ко двору, и он получил указание ее сменить, причем с рекомендацией — «пиши лучше про пагубное влияние соцсетей», — рассказывает один из преподавателей на условиях анонимности.


Но самые проблемные темы — Украина и Великая отечественная война. Десяткам ученых запретили заниматься исследованиями, которые так или иначе связаны с Украиной, утверждает антрополог Александра Архипова. Пахалюк говорит, что центральный архив Минобороны не выдает документы о провалах в боях под Москвой или о взаимодействии советской армии с населением Европы. Другой петербургский историк не смог получить в архивах документы о партизанском движении.



Что теперь можно?
В учебных программах уже стали появляться новые темы — так, в общую программу преподавания истории для непрофильных специальностей включили:
— Отказ США, НАТО и ЕС от обсуждения угроз национальной безопасности России,
— Вооруженные провокации на Донбассе,
— Вооруженные провокации и подготовка украинским режимом силового захвата республик Донбасса,
— Официальное признание ЛНР и ДНР Россией,
— Начало специальной военной операции на Украине,
— Санкционное давление стран Запада на Россию, попытки ее изоляции от остального мира,
— Цели специальной военной операции,
— Вхождение в состав России Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области.
Концепция была принята в феврале 2023 года.


Впрочем, ученым с «неправильными» взглядами сейчас вообще нельзя публиковаться, даже если они пишут на разрешенные темы. Поэзия Иосифа Бродского пока не попала в список запрещенной, но некогда либеральный «Новый мир» летом отказался публиковать статью бывшего профессора ВШЭ Олега Лекманова о поэте. До войны его статьи выходили в журнале не раз.
Цензура в чувствительных для властей темах — не единственная проблема остающихся в России ученых. Если они хотят получать от власти деньги, то им надо вписываться в генеральную линию.


Деньги — только патриотам
«Здесь (на месте Мемориала жертвам политических репрессий под Екатеринбургом) в 1937-1938 гг. расстреляли более 21 тыс. жителей региона. При том, что на пилонах запечатлено более 21 тыс. имен, о подавляющей части этих людей ничего не известно», — так начинается заявка «Волонтерского общества Свердловской области», которое попыталось получить от Фонда президентских грантов средства на сбор историй о пострадавших от сталинских репрессий жителях Екатеринбурга. Но государство эту заявку не удовлетворило. Вместо этого два ключевых фонда, куда исследователи обращаются за средствами — Российский научный фонд и тот самый Фонд президентских грантов — выдали миллионы рублей тем, кто обещал учить детей патриотизму и готовить бойцов для пополнения рядов вооруженных сил.

«Если коллектив не работает в тематике „патриотизма“, по сути шанса получить финансирование от государственных фондов нет», — говорит профессор одного из вузов, работающая с заявками на гранты. С ней соглашаются и другие собеседники «Проекта» — составителям заявок на гранты рекомендуют упоминать «патриотизм» или «патриотическое воспитание», даже если их работа не имеет отношения к этой теме. Это приводит к комичным историям. Организация «Русская усадьба», занимающаяся сохранением объектов культурного наследия, хотела восстановить усадебный парк старшей дочери Александра Пушкина Марии Гартунг. Впрочем, в заявке на грант дочь великого поэта упомянули лишь раз. Зато сделали акцент на актуальном — судьбе усадьбы во время Великой отечественной войны, а в графе «цель проекта» на всякий случай указали — «патриотическое воспитание». И не прогадали — на восстановление теперь выделят 3,5 млн рублей.



Отрывок из заявки на грант «Аллея Памяти в усадьбе М. А. Гартунг Федяшево»

В том, что слова о патриотизме существенно повышают шанс на получение денег, «Проект» убедился, проанализировав список победителей конкурса Фонда президентских грантов в тех разделах, где обычно подают заявки научные и образовательные организации. Так, в прошлом году в направлении «Поддержка проектов в области науки, образования, просвещения» 13% победителей обращались в своих заявках к теме «патриотизма» или «патриотического воспитания». В другом направлении, «Сохранение исторической памяти» на «патриотизме» делал акцент 71% победителей. Всего на «патриотические» проекты в двух направлениях государство выделило 781 млн рублей.
Некоторые организации старались особенно тщательно — «Проект» обнаружил грант, в котором слово «патриотизм» встречается 52 раза. А «Федерация планерного спорта России», которая стала одним из победителей в направлении «Поддержка проектов в области науки, образования, просвещения», вот так обратила внимание в своей заявке на «любовь к Родине»:



Отрывок из заявки на грант «Авиатор — школа профессии. Увлекая — обучаем!»


Получили поддержку и те, кто просит денег на военную подготовку и воспитание. Такие темы, как занятия по огневой и тактической подготовке школьников и студентов, а также «формирование привлекательного образа военной службы» так или иначе указывали в заявках 34 победителя (они получили 44 млн рублей).



На что президентский фонд выдал гранты?
Как победители грантовых заявок, связанных с военно-патриотическим воспитанием, объясняют социальную значимость своих проектов:

— «Название нашего проекта („Мобилизация патриотизма“) выбрано не случайно, оно связано с одной из причин проблемы уклонения от частичной мобилизации в России в связи со специальной военной операцией — низким уровнем чувства патриотизма.
— «Внедрение систематических мероприятий военно-патриотической направленности в повестку мероприятий подростков допризывного возраста поспособствует стабильному пополнению Вооруженных сил России здоровыми, физически развитыми, мотивированными и обученными современным технологиям кадрами»
— «Сегодня, когда агрессивная политика коллективного запада против России, опираясь на неонацистскую идеологию киевского режима, переросла в форму вооруженного конфликта, непонимание значительной частью молодежи причин возникшей ситуации обнажило крайнюю остроту серьезных издержек в патриотическом воспитании в постсоветской России. Наглядным убедительным свидетельством этого служат многочисленные видеосюжеты в сети об ажиотажном выезде из страны мужчин, подлежащим призыву из запаса, после объявления Президентом частичной военной мобилизации»
— «В настоящее время, мы считаем, есть запрос от общества на молодежь физически сильную, любящую свою Родину и готовую служить своей стране в вооруженных силах Российской Федерации»



Как именно допризывная подготовка, обучение молодежи стрельбе из винтовок и поднятие престижа военной службы связаны с наукой и «сохранением исторической памяти», никто из заявителей не объясняет.
Другой грантодатель, Российский научный фонд, стал выдавать деньги на проекты, которые и вовсе поддерживают нападение России на Украину. Четыре победителя конкурса 2022 года из области «Гуманитарные и социальные науки» получили как минимум 16 миллионов рублей на проекты, в которых они, например, готовят «транзит власти в пост-Украине» и обещают «новую систему права» для «ДНР» и «ЛНР».



Исследователи стали получать деньги в РНФ на темы, связанные с войной в Украине
«Особенности восприятия государственного транзита в регионах пост-Украины»
. «Ожидаемыми конечными результатами исследования являются: эффективный метод оценки социальной напряженности и протестного потенциала, связанного с ситуацией транзита государственности на пост-Украинских территориях; установление закономерностей, происходящих на политико-географических пространствах государственного транзита, под которым в данном случае понимается смена государственной принадлежности территории»
«Факторы Крыма и Севастополя в российско-турецких отношениях: влияние внешних и внутренних акторов на конфликтогенность Черноморского региона на фоне специальной военной операции на Украине». «После воссоединения Крыма с Россией Запад и его союзники, включая или исключая Турцию в зависимости от национальных интересов реализуют логику, которая привела бы к исторической аналогии Крымской войны 1853-56 гг… Закрытие в период СВО Черноморских проливов Анкарой показывает субъектность и роль турецкого государства в региональном конфликте… И для Запада, и для России как и ранее актуализируется проблема Черноморских проливов»
Системы права признанных республик Донбасса: проблемы переходного состояния и пути достижения самодостаточности. «Система права ДНР и ЛНР в целом отвечает вызовам времени, характерным для переходного периода в развитии системы права, однако, в условиях стабилизации политической ситуации потребуется значительная нормотворческая работа на длительную перспективу»
Конкурирующие памяти о князе Святославе и динамика национализма в России и Украине. В текущей ситуации очевидно, что на Украине и в среде украинской диаспоры в РФ и других странах будут реализовываться несколько концепций национальной идентичности, моделей гражданственности, подходов к прошлому. Эти интерпретаитивные рамки будут формироваться вокруг собственных пантеонов национальных героев, одно из заметных мест среди которых традиционно занимает князь Святослав.



* * *
Весной в родном для Владимира Путина Санкт-Петербургском госуниверситете прошел международный конкурс научных и публицистических работ «Слово–2022». В номинации «Научная статья» победителями стали студентки Анастасия Полосина и Варвара Рудич с докладом «Z и V: от семантической неопределённости к вариативности смыслов», причем свое выступление они решили усилить нарядами с кокошниками. В номинации «Публицистическое эссе» лауреатами стали доклады «„Русский мир“. Как много в этом слове…» и «Отъезжанты периода СВО». Полная лояльность теперь требуется не только от действующих ученых, но и от будущих.


Редактура — Михаил Рубин
Фактчекинг — Катя Аренина


См. также: сталинские репрессии против ученых.
 
Сверху