Заимствования в советской авиации

moder

moder

Администратор
Команда форума
Основная статья: плагиат в СССР.

Примеры заимствований в советской авиации.


Боинг Б-29 и Туполев Ту-4.

Во время Второй мировой войны три бомбардировщика Boeing B-29 ВВС США должны были приземлиться в СССР, по договоренностью с советской стороной, но так и не покинули СССР, несмотря на настойчивые просьбы США. Мало того, самолет был клонирован. Когда мировой конфликт закончился, СССР и США больше не были союзниками. Напротив, они стали соперниками в следствии агрессивной внешней политики СССР. Во второй половине 1940-х годов у Советов все еще не было дальнего тяжелого бомбардировщика, такого как B-29. Решение состояло в том, чтобы скопировать модель Боинга, которая вновь появилась в 1946 году как Туполев Ту-4 , что стало одним из самых известных случаев обратного проектирования в истории авиации.

клон-б-29-750x500

Оставшиеся в СССР В-29 разобрали по частям, а затем воспроизвели. Одним из немногих отличий Ту-4 от оригинального бомбардировщика были 23-мм орудия вместо 20-мм и более толстые алюминиевые листы, поскольку Советы еще не освоили методы, применяемые в США. Эта деталь утяжеляла «русский» Б-29 на 1400 кг. Всего Туполев выпустил 847 единиц «клона» В-29, которые летали до 1960 года.

XB-70 Валькирия и Сухой Т-4

Проект сверхзвукового бомбардировщика XB-70 уже был отменен, когда Сухой Т-4 впервые поднялся в воздух в 1972 году. Хотя по своей конструкции это был перехватчик, Т-4 демонстрировал многие решения, скопированные с североамериканского самолета. Двигатели располагались в нижней части фюзеляжа, выступавшей перед клиновыми воздухозаборниками (и в которых использовался тот же аэродинамический принцип, что и у «Валькирии»). Даже крылья за кабиной перенесли в советский реактивный самолет, но его характеристики оставляли желать лучшего: говорят, он так и не достиг скорости 3 Маха и был списан спустя годы.

клон-xb-701

E-2 Соколиный глаз и Яковлев Як-44

До начала 1980-х годов в Советском Союзе не было таких крупных авианосцев, как у американцев, только класса «Киев», на котором были установлены реактивные самолеты вертикального взлета Як-38. Принимая решение о создании своих «суперавианосцев» класса «Кузнецов», русские также определили, какие новые самолеты потребуются, в том числе модели раннего предупреждения. Яковлевской конторе предстояло создать турбовинтовой Як-44 для этих задач. Хотя он и не является копией американского E-2 Hawkeye, сходство между ними бросается в глаза. Однако российская модель имела усовершенствованные винты встречного вращения и должна была иметь большую дальность полета, а также возможность взлетать через корабельную аппарельную систему. Но это был не более чем макет в натуральную величину, когда Советский Союз распался в начале 1990-х годов.

клон-е-2

B-1B Лансер и Туполев Ту-160

Что касается бомбардировщиков, то русские были авторами некоторых уникальных самолетов, таких как модели Ту-22 и Ту-26 , последний с крылом изменяемой геометрии. Но когда в конце 1960-х годов американцы представили бомбардировщик В-1, Советский Союз увидел в нем угрозу и разрешил разработку похожего по концепции, но гораздо более крупного и боеспособного самолета Ту-160 «Блэкджек». В отличие от американского самолета, которому после многих лет неопределенности пришлось сменить роль (он перешел от высоких и быстрых полетов к атакам на малой высоте), Туполев стал самым большим боевым бомбардировщиком в истории, способным развивать скорость более 2 Маха и запускать высотные ракеты. Но его конфигурация буквально повторяла американского соперника, с огромными крыльями изменяемой стреловидности и четырьмя двигателями под ними, а также хвостовым оперением со стабилизаторами на средней высоте.

клон-b-1b

F-111 и Су-24 "Фехтовальщик"

Сходство между американским истребителем F-111 и его советским конкурентом Су-24 очень велико, но нельзя гарантировать, что оно было преднамеренным. Хотя коммунистическая страна следила за развитием сверхзвуковых штурмовиков и крыльев изменяемой геометрии, в конторе Сухого не оснастили ими прототип Т-6 . Вместо этого он напоминал бортовую версию истребителя Су-15. Но было достаточно, чтобы F-111 поступил на вооружение в 1967 году и доказал эффективность этой конфигурации, чтобы в СССР решили заменить Су-24, который в 1970 году получил крылья того же типа.

клон-ф-11-750x500

Боинг YC-14 и Антонов Ан-72/74

Антонов Ан-72
использует другую аэродинамическую концепцию для обеспечения коротких взлетов и посадок, так называемый эффект Коанда , который состоит в использовании горячих струй из верхних выходных отверстий двигателей для повышения их летных возможностей путем «захвата» их длинными закрылками. Что есть отличная идея для фрахтователей, способных работать на любой полосе. Ирония заключается в том, что эта идея впервые возникла в Соединенных Штатах к компании Boeing в рамках проекта CX, в рамках которого предполагалось, что транспортный самолет заменит C-130 Hercules. С прототипом YC-14, производитель доказал возможности концепции, но потерпел поражение от тогдашнего соперника McDonnell Douglas и его YC-15 традиционной конструкции, который позже превратился в C-17.

клон-yc14


Concorde против Ту-144

Ту-144 разрабатывался на основе подсмотренных у французов чертежей (макеты Конкорда неоднократно экспонировались на международных авиационных салонах). Советский аналог в итоге оказался ненадежным самолетом, после череды несчастных случаев его стали использовать для грузовых перевозок, а потом и вовсе списали. Ту-144 использовался для гражданских перевозок только один год, в то время как его французский Конкорд отлетал 27 лет. Но зато Ту-144 полетел раньше «Конкорда» и для пропаганды он послужил хорошо.

клон согласен

С-130 Геркулес и Антонов Ан-12

В то время как C-130 Hercules, поднялся в воздух в 1954 году, Ан-12 впервые поднялся в воздух три года спустя с такими же размерами, как у самолета Lockheed — он был немного длиннее, но с меньшим размахом крыла и грузоподъемностью. Решения, однако, были идентичными: четыре турбовинтовых двигателя, установленные в высокорасположенных крыльях, обычное хвостовое оперение и задний грузовой люк с аппарелью — у Антонова же была знаменитая башня с пушкой по образцу американских бомбардировщиков Второй мировой войны.

клон-c-130-750x500

С-5 Galaxy и Ан-124

В то время как огромный американский грузовой реактивный самолет С-5 Galaxy разрабатывался между 60-ми и 70-ми годами, «Антонов» сошел с чертежных досок только в начале 80-х, совершив первый полет в 1982 году. Зато «Антонов» был тяжелее и вместительнее. В то время как реактивный самолет Lockheed остается одним из основных транспортных средств ВВС США, Ан-124 стал коммерческой моделью, которую можно было увидеть во многих частях мира после распада Советского Союза.

клон-с-5-1

Боинг 727 и Туполев Ту-154

Самолет Ту-154 создавался как ответ на Boeing 727. Американский реактивный самолет с тремя двигателями, установленными в хвостовой части, поднялся в воздух в 1962 году, было построено более 1800 единиц. Советская модель поднялась в воздух в 1968 году и использовала ту же конфигурацию «S» для центрального двигателя, воздухозаборник которого находился в основании вертикального стабилизатора — конфигурация, также использовавшаяся британским Trident. Несмотря на такое же количество пассажиров, Ту-154 был немного больше и тяжелее, а еще был более шумным, прожорливым и менее надежным в эксплуатации.

клон-727-1

P-3 Орион vs. II-38

Не все, что летало в Советском Союзе, было вдохновлено западными моделями, и турбовинтовой самолет Ильюшина Ил-18 тому подтверждение. Четырехмоторный пассажирский самолет поднялся в воздух за несколько месяцев до знаменитого в Бразилии Lockheed Electra II по воздушному мосту Рио-Сан-Паулу. Он был крупнее своего американского конкурента и имел более успешную карьеру. Но когда ВМС США решили использовать «Электру» в качестве базы для противолодочного самолета Р-3 «Орион », то Советы решили скопировать их, назвав копию Ил-38 «Мэй» . Сходство конструкции очевидно, поскольку оба демонстрируют оборудование «MAD», копье в хвосте, которое с помощью системы магнитных аномалий может обнаруживать подводные лодки. При этом советская копия начала эксплуатироваться на 7 лет позже.

клонep3-1

ВК-10 и II-62

Дальнемагистральные реактивные самолеты Vickers VC-10 и Ильюшин Ил-62 появились в начале 1960-х годов и обслуживали международные рейсы. Конфигурация, выбранная как англичанами, так и советами, была одинаковой: четырехмоторное Т-образное хвостовое оперение и двигатели, расположенные попарно по бокам фюзеляжа. Несколько экзотическое решение, которым обладает только бизнес-джет JetStar. Однако есть те, кто гарантирует, что все было просто совпадением, поскольку российские самолеты в то время следовали стандартизированным аэродинамическим предписаниям благодаря исследованиям государственного учреждения, роль которого аналогична роли НАСА.

клон-vc10-750x500


Б-52 и Ту-95

Вскоре после окончания Второй мировой войны появление реактивного двигателя изменило способ проектирования самолетов. Аэродинамика, до сих пор малоиспользуемая наука, приобрела решающее значение в промышленности. Вот так германские наработки со стреловидным крылом стали правилом в новых самолетах. Американцы использовали его на маленьком бомбардировщике B-47, а затем на легендарном B-52 , восьмимоторном реактивном самолете, который и по сей день находится в авангарде ВВС США. По другую сторону железного занавеса Советы также создали свой аналог Туполев Ту-95. Как и у Боинга, у него были огромные крылья и стреловидные стабилизаторы, еще более острые, чем у В-52. Но он был оснащен турбовинтовыми двигателями с винтами противоположного вращения. Они гарантировали скорость, близкую к реактивной, но и большую дальность полета в то время, когда в России еще не было экономичных реактивных двигателей.

клон-b52-750x500

F-86 и МиГ-15

Несмотря на сходство во многих аспектах, большинство самолетов, обсуждаемых в этой статье, никогда не сталкиваясь друг с другом на практике. Каждый по-своему, «Сабля» и «Фагот» были разработаны на основе исследований нацистской Германии, захваченных после окончания Второй мировой войны. Отсюда и сходство конструкции, с лобовым воздухозаборником на фюзеляже и стреловидным крылом. Но у МиГ-15 они были средней высоты, а у F-86 они были низкими — обычное хвостовое оперение последнего контрастировало со средневысотными стабилизаторами МиГа. На практике, как показала война в Корее, где эти двое неоднократно сталкивались, МиГ-15 оказался грозным, эффективным и внушающим страх реактивным самолетом, требующим от американских пилотов большей ловкости, чтобы компенсировать некоторые недостатки.

клон-f86-750x500

Спейс Шаттл и Буран

Советский шпионаж в поисках данных для создания своих версий западной техники добрался даже до космоса. Когда в 1989 году на ярмарке в Ле-Бурже появился космический шаттл «Буран», он вызвал удивление своим сходством с американским Спейс Шатлом. В 1970-х годах советские вожди были убеждены, что космический корабль США может использоваться в военных целях. КГБ должен был получить документы и данные американского проекта, что было не так сложно, поскольку Белый дом не считал «шаттл» секретным проектом, так как не собирался использовать его для военных целей.

клон-шаттл-750x500
 
Сверху