Доллар по 50 рублей или "вставание с колен" по-советски

moder

moder

Администратор
Команда форума
Главный аналитик «Алор Брокер» Алексей Антонов предположил укрепление рубля до 50 р. за доллар, не смотря на жесткие санкции со стороны Запада.
На данный момент с одной стороны действуют жесткие ограничения на покупку, использование и вывоз валюты, а с другой — падает российский импорт. Но даже в нынешних условиях доллар может стоить и 50, и 30 рублей.
Другой аналитик, от компании «Золотой монетный дом» Дмитрий Голубовский заявил, что снижение доллара до уровня 50 рублей возможно, но не выгодно государству.
ЦБ уже все решил. Курс рубля мог бы дойти до 42 рублей за доллар, поскольку всем запрещено доллар покупать и выводить из страны, а цены на нефть и газ находятся на нынешнем уровне. Рубль мог бы укрепляться очень сильно, что это перекосило бы полностью международную торговлю, у нас внутренние цены на базовые товары стали бы выше, чем на внешнем рынке, мы не могли бы вообще ничего экспортировать, потому что это было бы неконкурентоспособно. Укрепление рубля закончено
Почему ведущие российские аналитики считают, что серьезное укрепление рубля возможно, не смотря на жесткие санкции со стороны цивилизованного мира?

Дело в том, что сегодняшний курс рубля не является рыночным, что дает возможность для сильных манипуляций курсом. Теоретически, правительство может установить курс доллара хоть в 30 р. и это будет означать формальный рост экономики в 3 раза. При этом цены на товары будут расти и качество жизни падать, но зато на графиках по телевизору "все будет хорошо".

Ведь что такое ВВП?
ВВП (Валовой внутренний продукт) - это макроэкономический показатель, отражающий рыночную стоимость всех конечных товаров и услуг (то есть предназначенных для непосредственного употребления, использования или применения), произведённых за год во всех отраслях экономики на территории конкретного государства для потребления, экспорта и накопления
Рыночную стоимость, обращаю внимание. При не рыночном рубле и стоимость товаров не рыночная.

Так было и в СССР - "крепкий" курс рубля, но плохая доступность товаров для населения. Импортные товары можно было купить только с большой наценкой у спекулянтов, что, в отсутствии конкуренции, давало возможность государству сильно завышать цены на отечественную продукцию.

Например, вот график внутренних и экспортных цен на продукцию Автоваза:
График внутренних и экспортных цен на продукцию Автоваза


Получается, что государству выгоднее было продать за 2000 р. за границу, но в валюте, чем за 7000 р. на внутреннем рынке?

Советские жигули были клоном итальянского Fiat 124, который стоил на европейском рынке в районе 2000-3000$. В Италии такие машины сняли с производства в 1974 году, но спрос сохранился, чем и воспользовался СССР, поставляя свои клоны на европейский рынок. Причем в ущерб внутреннему рынку - в самом СССР на автомобили были очереди в несколько лет.

Другой пример: японская магнитола Sharp QT-90 (1983 г. выпуска) за границей стоила порядка 250 долларов, в СССР же ее стоимость доходила до 1500 р. (примерно 2100$ по официальному курсу).
Sharp QT-90 японская магнитола


А вот что выпускал отечественный производитель в 1985 году (на два года позже чем Шарп):
Весна-310С советский магнитофон


Магнитофон Весна-310С стоил 265 рублей или 375$ по официальному курсу 1985 года. То есть советский морально устаревший магнитофон стоил дороже чем продвинутая в то время двух-кассетная японская магнитола.

Можно привести немало таких примеров, суть в том, что технологически сложные советские товары имели меньшую доступность для населения и, как правило, были дороже и хуже качеством (чаще всего это были просто устаревшие клоны заграничной техники). При средних зарплатах около 200 р., магнитофон в СССР был элементом престижа, не говоря уже о машине. Средние зарплаты в Европе и США в то же время были около 1500$ в месяц, соответственно и спрос на автомобили и бытовую технику был кратно выше.

Поэтому то "все рухнуло" с падением железного занавеса - советская продукция не могла конкурировать с импортной, очень многие производства закрылись. Пресловутый Автоваз удалось сохранить только за счет заградительных пошлин. В 90-е годы пошлины на иномарки доходили до 130%! Конечно, при такой большой переплате за иномарки, отечественные авто продолжали пользоваться спросом. Со временем, с привлечением иностранных специалистов, технологию оптимизировали, что позволило несколько снизить пошлины.


Сможет ли Россия наладить производство?

Почти все технологии в РФ - импортные, соответственно, с уходом иностранных производителей с российского рынка нужно или производить отечественные аналоги (тогда ВВП вырастет) или покупать продукцию лояльных к РФ стран, например, Китая и Индии (тогда ВВП упадет).

Для создания своих производств необходимы немалые инвестиции и квалифицированные кадры. При этом вряд ли отечественная продукция догонит по соотношению качества/стоимости западную. В случае крушения путинского режима и снятия санкций, эти производства также станут неактуальны, как стала неактуальной советская промышленность с развалом СССР.

Что касается квалифицированных кадров, так напомню, что СССР был закрытой страной, ценным специалистам просто не давали уехать. Если Россия не будет закрывать выезд для инженеров и программистов, наиболее способные уедут (уже многие уехали). Представители сложных технических профессий, как правило, достаточно образованны, чтобы не верить топорной путинской пропаганде, а от этих людей зависит развитие страны, особенно если Запад введет эмбарго на российскую нефть и газ. Придется государству или покупать их лояльность (что также скажется на стоимости отечественных аналогов) или ограничивать выезд.


Если Россия все-таки начнет создавать собственные производства, то ВВП будет расти. По телевизору начнут рассказывать про "вставание с колен" и "рост экономики", но, в то же время, потребление и качество жизни будут падать. На что пропаганда будет убеждать, что "на Западе еще хуже". Интернет еще сильнее зацензурят, чтобы население не имело возможности сравнивать и верило пропаганде.

Посмотрите на этот график производства автомобилей в США и СССР.
график производства автомобилей в СССР и США


США производили в несколько раз больше автомобилей, чем СССР, при этом доля советского автопрома в ВВП была примерно такой же, как у США, поскольку цена на советские авто была в разы завышена.

Обратите внимание на стабильный "рост" ВВП РСФСР на графике, плоть до самого развала СССР, вне зависимости от цен на нефть.
ввп рсфср в зависимости от цен на нефть


Мы привыкли, что при колебании цен на нефть, изменяется и курс рубля. В СССР же курс рубля оставался стабильным. "Это потому что советская экономика не зависела от экспорта энергоресурсов!" - скажут фанаты СССР. Еще как зависела, просто курс рубля был искусственно завышен в пропагандистских/идеологических целях.

В 80-х годах в СССР был сильный дефицит на товары промышленного производства и продовольствие. Советское производство, в следствии неэффективности и технологической отсталости, не могло удовлетворить внутренний спрос. При высоких ценах на нефть еще получалось закупать продовольствие за границей, а когда цены на сырье упали, пришлось ограничивать потребление путем введения талонной системы. Альтернативой введению талонной системы была бы девальвация рубля, как это происходит в свободных рыночных экономиках в случае кризиса.

На графике мы не видим никаких просадок по ВВП в годы кризиса, поскольку формально рубль оставался дорогим. При этом доступность товаров для населения упала. А по телевизору, придворные экономисты, продолжали рассказывать, что "все хорошо", демонстрируя фейковые экономические показатели.


Если Россия пойдет советским путем, то это будет означать рост цензуры и пропаганды, изоляцию, подорожание товаров, особенно хайтек, удушение Интернета, сильную инфляцию, возможно, даже дефицит, в случае государственного регулирования цен.
 
Последнее редактирование:
Сверху