Хронология изобретений в танковой промышленности

moder

moder

Администратор
Команда форума
[1480] Идея машины для передвижения на поле боя под стрелами и пулями.

Леонардо да Винчи, Италия 1480-е гг.


[1832] Гусеничный движитель.

Изобретен англичанином Джоном Гиткотом в 1832 г. (Гиткот).


[1843] Коробка передач.

Изобретена в 1843 г, англичанином Хиллем. (Хилль).


[1859] Двигатель внутреннего сгорания. (ДВС с циклом Отто).

Четырехтактный ДВС изобретен французом Этьеном Ленуаром в 1859 г, и кардинально усовершенствован немцем Августом Отто в 1876 г. (Ленуар, Отто).
Однако имеется более ранний чем у Ленуара патент француза Лебона за 1801 г, на ДВС на светильном газе. (Лебон).


[1878] Двухтактный ДВС.

Изобретен шотландцем Дагалдом Клерком в 1878 г. (Клерк).


[1883] Бензиновый ДВС.

Изобретен немцем Готлибом Даймлером в 1883 г и немцем Карлом Бенцем в 1884 г. (Даймлер, Бенц).


[1884-1888] Первый ДВС с встречно движущимися поршнями и единым устройством впуска-выпуска". (Прототип двухтактных дизелей с встречно движущимися поршнями фирмы "Юнкерс").

Изобретен в период 1884-1888 гг, россиянином О.С. Костовичем (серб по происхождению).

Гидравлические двигатели.

Типы поршневых гидравлических двигателей изобретены в период с 1870 г по 1890 г, Шмидтом, Брандтом, Риччи, Бродерхудом. (Шмидт, Брандт, Риччи, Бродерхуд).


[1885] Дизельный двигатель.

Изобретен немцем Рудольфом Дизелем в период с 1885 г по 1892 г. (Дизель).


[1905] Турбонаддув ДВС. (Наддув турбоагрегатом двигателей внутреннего сгорания).

Изобретен в 1905 г, швейцарцем Альфредом Бюхи. (Бюхи).


[1900-1915] Танк (боевая бронированная машина для возможности передвижения под огнем автоматического стрелкового оружия).

Концепция танка разработана в 1900-1915 гг, англичанином Эрнестом Свинтоном.


[1912] Способ разворота танка торможением одной гусеницы.

Предложил австралиец Е. де Моль в 1912 г. (де Моль).


[1909-1914] Резиновая гусеница. (Гусеничный движитель).

Изобретена в 1909-1914 гг, французам Адольфом Кегрессом. (Кегресс).


[1911-1915] Первая пневматическая подвеска в танке. (Проект).

Изобретена около 1911-1915 гг, русским В.С. Менделеевым (сын Д.И. Менделеева). (Менделеев).


[1911-1915] Первый танк с изменяемым клиренсом. (Проект).

Изобретена около 1911-1915 гг, русским В.С. Менделеевым (сын Д.И.
Менделеева). (Менделеев).


[1914-1916] Первая танкетка.

Изобретена в 1914-1916 гг, русским А.А. Пороховщиковым.
Пытался конструировать самолеты и танки после 1917 г. В 1941 г, арестован, и по обвинению во вредительстве расстрелян.


[01.1916] Первый танк в металле.

Испытан 30 января 1916 г, в Англии.
Создан англичанами У. Триттоном, В. Вильсоном, (Триттон, Вильсон).


[1916] Первый танк с передним расположением моторного отделения и задним расположением боевого отделения.

Изобретен в 1916 г, в Англии (Mk.A Whippet). Прототип танк Триттона (Tritton Chaser). (Триттон).


[1917] Первый специализированный танковый мотор.

Сконструирован в 1917 г, англичанином Г. Рикардо. (Рикардо).


[1917] Первый танк современной компоновки в металле.

Танк "Renault FT-17" создан в 1917 г, во Франции Луи Рено . (Рено).


[1918] Первое телеуправляемое боевое транспортное средство "Land Torpedo". (Самодвижущаяся мина). (Прототип телетанка).

Разработано в 1918 г, англичанином Э. Уичершем в 1918 г.


[1917-1918] Первая литая башня.

В танке "Renault FT-17" в 1917-1918 гг, во Франции.


[1917] Первая электротрансмиссия движения танка.

Изобретена и применена во Франции в 1917 г. (Сен-Шамон).


[1917-1918] Первая гидротрансмиссия движения танка.

Изобретен в Англии в 1917-1918 гг. (Mk. II; Mk. VII).
Гидрообъемная трансмиссия англичанина Вильяма Дженни. (Дженни).


[1917] Планетарный механизм поворота танка.

Изобретен и применен в Англии в 1917 г. (Мк. V).


[1917] Первая танковая радиостанция.

Установлена на французский танк в 1917 г.


[1918] Скелетный танк (Танк скелет).

Построен в 1918 г. в США.


[1917-1918] Первая вентиляция в танке.

Установлена на немецкий танк в 1917-1918 гг. (LK II - Strv m/21)


[1918] Первый сверхтяжелый танк.

Строился (не испытан в связи с поражением Германии) в Германии в 1918 г. (1/72 K-Wagen "Kolossal")


[1918] Танк с паровым двигателем.

Построен в США в 1918 г.


[1919] Первый плавающий танк.

изобретен в 1919 г в Англии.


[1919] Первый колесно-гусеничный танк.

Изобретен в 1919 г, американцем Джоном Кристи. (Кристи).


[1920-1926] Первая торсионная подвеска колеса.

Изобретена в 1920-1926 гг, американцем (англичанином?) Томасом Перри. (Перри).


[1927] Первая в мире идея динамической брони.

Предложена в СССР в 1927 г, советским Д. Палийчуком (по происхождению украинец).


[1928] Свечная подвеска. (Подвеска танков БТ, Т-34)

Изобретена американцем Джоном Кристи в 1928 г. (Кристи).


[1890-1928] Износостойкая сталь гусеничных траков. (марганцовая сталь)

Разработана в период 1890-1928 гг, англичанином Р. Гатфильдом. (Гатфильд).


[1925-1932] Планетарный механизм поворота.

Танк "Индпендент" построен в Англии в 1925-1932 гг.


[1930] Первый танки с полностью сварной башней и корпусом.

Построен в СССР в 1930 г, немцем Эдвардом Гротте. (Гротте).


[1930] Первый танки с элементами многослойной брони.

Построен в СССР в 1930 г, немцем Эдвардом Гротте. (Гротте).


[1930] Первый танк с управлением штурвальным рулевым колесом.

Построен в СССР в 1930 г, немцем Эдвардом Гротте. (Гротте).


[1930] Первый газотурбинный двигатель (ГТД).

Изобретен англичанином Фрэнком Уиттлом в 1930 г. (патент Великобритании номер 347206). (Уиттл).


[1931] Первый танк с гидропневматическими амортизаторами.

Построен в 1931 г, во Франции.


[1931-1932] Первый дистанционно радиоуправляемый танк.

Разработан в 1931-1932 гг, россиянином В.И. Бекаури (грузин по происхождению).
(уточняется).


[1933] Первый танк с дизельным двигателем.

Построен в Японии в 1933 г. (Тип 89 "Оцу").
По другой версии первый дизельный двигатель на польский танк 7ТР
был установлен также в 1933 г.


[1934] Первый танк с торсионной подвеской.

Шведский танк L-100 (Landsverk L-100) выпущен в 1934 г. Разработан немцем О. Меркером. (Меркер).


[1930-1935] Гидростабилизатор танкового орудия в вертикальной плоскости.

Франция 1930-1935 гг? ("Renault; FCM" В-1).
По другой версии США 1942 г, ( Т9Е1).


[1933-1937] Танки с устройствами преодоления водных препятствий по дну водоема.

Впервые были испытаны в СССР. (1933-1937 гг, включительно). Рекомендованы к принятию на вооружение.

Впервые применены Германией в 1941 г, ограниченной серией в виде танков Tauchpanzer III (переоборудованных из серийных PzKpfw III ausf F,G,Н.)


[1934-1936] Двухтактный дизельный мотор с встречным движением поршней.

Разработан в 1934-1936 гг, Германии. (Jumo 4/205). (прототип двигатель О.С. Костовича).


[1935] Полностью литые части сборного корпуса.

Танки с наклонной броней (Renault R-35; Somua S-35) построены во Франция в 1935 г.


[1926-1932] Первая башня с электроприводом вращения.

Танк "'Индепендент' А1Е1", построен в Англии в 1926-1932 гг.?
По другой версии танк Т-28 (концептуальный клон Vickers Medium Mark III), построен в СССР в 1931-1932 гг. (потому что британцы отказались продавать готовый образец).


[1938] Танковый перископ.

Изобретен поляком Гундляхом в 1938 г. (Гундлях).


[1940] Устройство удаления газов из ствола орудия.

Франция 1940 г. (B-1bis)?


[1940] Резинометаллическая гусеца с резинометаллическим шарниром.

Изобретены в 1940 г....В США?


[1941-1942] Танк ("Прейинг-Мантисс")с поднимающимся над корпусом на гидрокронштейне орудием.

Изобретен в 1941-1942 гг, американцем Дж. Тапа. (Тапа).


[1942-1943] Разнесенная броня.

Прототип разнесенной брони появился в Мексике около 1912-1920 гг. Усовершенствованный тип разнесенной брони установлен на танк КВ-1 (СССР) в 1941 г, и в 1942-1943 гг, на танк PzKpfw. III (Ausf.L) (Германия).


[1942] Кондиционирование воздуха в танке.

Устроено в танке "Шерман" М4А1 (США) в 1942 гг.


[1944] "Мокрая боеукладка".

Применена в модификации танка "Шерман" М4 (США) в 1944 гг.


[1944] Первый танковый прибор ночного видения.

Установлен в 1944 г, на немецком танке PzKpfw V (Ausf.F "Пантера")


[1944] Первые танки с газотурбинной двигательной установкой.

Германия 1944 г. танк Panther GT 101 Ausf. 1 и Panther GT 102 Ausf. 2

1954 г, США, танк Т96.


[1946-1948] Первый эжектор танкового орудия.

Установлен в 1946-1948 гг, на американском танке М46 "Паттон".


[1945-1947] Первый двухплоскостной стабилизатор положения танкового орудия.

Установлен на английском танке 'Центурион' Mk 3 в 1945-1947 гг.


[1945-1947] Противопожарная автоматическая система.

Установлена в 1945-1947 гг, на английском танке 'Центурион' Mk 3.


[1948] Автоматический компенсатор положения орудия после выстрела.

Установлен в 1948 г, на американском танке М47 "Паттон II).


[1951-1952] Первая автоматизированная система заряжания.

Установлена в 1951-1952 гг, на французском танке AMX-13.?


[1950-х] Многотопливный дизель.

Впервые многотопливный серийный танковый дизельный двигатель HS-110 разработан во Франции середине 1950-х гг. (АМХ-30).


[1953] Первый эжектор танкового орудия.

Установлен в 1953 г, на американском танке М48 'Паттон III''.
По другим данным на американский танк Т43 (1948 г.).


[1952-1953] Первый танковый баллистический вычислитель.

Прототип баллистического вычислителя механического типа, установлен на американском танке М48 'Паттон III' в 1952-1953 гг.


[1953-1955] Проект танка с индивидуальным гидроприводом каждого опорного катка (12 гидромоторов движения).

США 1953-1955 гг. ("Хантер").


[1953-1955] Проект танка с металлокерамической броней.

США 1953-1955 гг. ("Хантер").


[1954] Принцип и первая система активной защиты танка (САЗТ, КАЗТ).

Изобретена в США в 1954 г, Уильямом Уолесом (патент США 3893368).


[1954-1956] Гладкоствольная танковая пушка.

Гладкоствольная танковая пушка Т120 кал. 105 мм, разработана в США в 1954-1956 гг. предназначалась для установки на один из вариантов танка Т95.


[1954] Первый танк с изменяемым клиренсом.

Опытный танк с полностью изменяемым клиренмсом и увеличением углов наведения орудия гидроподвеской изготовлен в США в 1954-1957 гг. (Т95).


[1955] Проект атомного танка.

Танк TV-1 1955 г, США.


[1958] Первое танковое орудие с частично сгораемой гильзой.

Создано в 1958-1960 гг, в США. (М 60, орудие L7/М68)?
Создано в 1959-1962 гг, в США. (М551 "Шеридан").


[1959] Первый танк с управляемыми танковыми ракетными снарядами (ТУРС).

Первые ТУРС (SS-11) устанавливались на французском легком танке АМХ-13 в 1959-60 годах.


[1959] Первое безгильзовое танковое орудие.

Создано в 1959 г? в Англии. (L11A5).


[1959] Первый танк с запуском управляемой ракеты через ствол орудия.

Создан в США в 1959-1962 гг. (М551 "Шеридан").


[1959] Первый танк с алюминиевой броней корпуса.

Создан в США в 1958-1960 гг. (М60)?
Создан в США в 1959-1962 гг. (М551 "Шеридан").


[1959] Первый инфракрасный танковый прицел.

Устанавлен 1959-1960 гг, на американском танке М60.


[1960] Первый танк с газотурбинным двигателем боевого хода.

ГТД боевого хода установлена в 1960-1966 гг, на шведском танке Strv-103 в 1961 г.


[1961] Первый серийный танк с гладкоствольным орудием.

Выпущен в серию в СССР в 1961 г , впервые показан в 1965 г. (Т-62).


[1972] Система наддува танкового дизеля "Гипербар".

Разработана во Франции в 1972-1973 гг, (Жан Мельшиор?). (Мельшиор).


[1973] Первый электронный баллистический танковый вычислитель.

Установлен в Японии на танке Тип 74 в 1973 г.?


[1973] Первый танковый лазерный дальномер.

Установлен в Японии на танке Тип 74 в 1973 г.?
Установлен в США на танке М60А1 в 1978 г? (Дальномер "Хьюз"AN/VVS-1)?


[1973-е] Первые танки с вынесенным вооружением.

Разработаны в 1970-х гг в Швеции? (UDEX 17/19)


[1980] Первый сочлененный танк.

Разработан в начале 1980-х гг в Швеции (UDEX XX20).


[1985] Первый автомат заряжания с боеукладкой в развитой нише башни.

Утановлен в Японии на танк Тип-90 в 1985-1990 гг.


[1988] Элементы бронирования из обедненного урана.

Применены на танке М1А1 "Абрамс" в США в 1988 г.


[1992] Система опознования "свой-чужой" на танке.

Установлена на танках США? в 1992 г?


[1992] Система GPS на танке.

Установлена на танках США? в 1992 г?


[2017] Первый танк-робот.

В настоящее время в США уже имеется прототип танка-робота Black Knight ('Черный рыцарь').




БРОНЯ

Почти 170 лет тому назад выдающийся французский инженер А.Пескан записал: "Необходима железная броня для бортов военных судов против бомб".

[1742] Сталь тигельная.
англичанин Бенджамен Хантсмэн в 1742 г.(Хантсмэн).
--Уильям Келли, Генри Бессемер. (Келли, Бессемер)


[1860] Первая бронированная орудийная башня на кольцевом подшипнике.

Изобретена англичанином Каупером Кользом в 1860 г. Впервые установлена на датском мониторе <Рольф Краке>. (Кольз).


[1861] Первая наклонная броня установленная для специально с целью рикошетирования ядер.

Изобретена в 1841 г, американцами братьями Стивенсами, установлена в 1861 г, братьями Стивенсами на мониторе "Железная батарея" (Стивенс и Стивенс).


[1862] Катанная броня.

Катанная броня изобретена в 1862 г, англичанином Дж. Брауном. (Браун).По другим данным катанная броня изобретена в России в 1859 г, русским В.С. Пятовым (Пятов).
(см. Конфликт приоритетов.


[1864] Сталь мартеновская.

В 1864 г, француз Пьер Мартен изобрел процесс получения литой стали в печах немецкого инженера Сименса, отличавшуюся от бессемеровской. (Мартен, Сименс).


[1876] "Французская броня".

Изобретена в 1876 году на французском заводе "Крезо-Луар".


[1877] Сварная броня. (Компаунд броня).

Изобретена в 1877 г, на английской фирме "Томсон".


[1880] "Вильсоновская броня".

Получена англичанином Вильсоном в 1880 г.


[1881] Сталеникелевая броня. (Никелевая броня).

Изобретена в 1881 году во Франции на завода "Крезо".
По другим данным изобретена немцем Круппом в 1891 г. (Крупп).
По третьим данным никелевую броню изобрел в 1893 г, россиянин А. А. Ржешотарский (поляк по происхождению). (см. Конфликт приоритетов).


[1891] Цементированная броня (Гарвеированная броня).

Изобретена американцем Х. Гарвеем в 1891 г. (Гарвей(Харвей).
Конфликт приоритетов (Пятов)


[1892] Крупповская броня. (Хромоникелевая)

Изобретена немцем Круппом в 1892 г. (Крупп).
Иногда считают что она изобретена в 1912 г.


[1900] Идея бронирования сухопутных боевых машин.

Предложил англичанин Темплер в 1900 г. (Темплер).


[1892] Крупповская броня. (Хромникельмолибденовая)

Изобретена в Германии на заводах Круппа в 1892-94 г. (Крупп).


[1900-е] Крупповская броня номер 1 (Хромоникельмолибденмарганцеванадиевая)

Изобретена в Германии на заводах Круппа в начале 1900-х гг.?


[1900-е] Крупповская цементация. (Krupp Cementiert).

Изобретена в Германии на заводах Круппа в начале 1900-х гг.?


Крупповская закалка.

Изобретена в Германии на заводах Круппа, и Австро-Венгрии на заводах "Шкода".


[1976] Броня Шнейдера-Крезо.

Изобретена в 1976 г, французами Шнейдером и Крезо. (Шнейдер, Крезо)


19. Динамическая броня.

Изобретена немцем М. Хельдом в период до 1982 г. (Хельд). Впервые применена Израилем в арабо-израильской войны 1982 г.
По другой версии изобретена в СССР в период с 1950-х по 1970-е гг, Б.В. Войцеховским.
(см. Конфликт приоритетов).


[1990-е] Гарвей-никель броня.

Получена Х. Гарвеем в начале 1990-х гг. (Гарвей(Харвей).


Композитная броня.

Первая композитная броня применена в СССР в ...(Т-55,Т-64).


Силикатные стержни.

Пункт снят за недостатком новизны для хронологии.


"Электромагнитная" противокумулятивная броня. (импульсная силовая защита "Pulsed Power System")

Исследования впервые начаты в 1970-х гг, в США. В 2002 г, проведены макетно-натурные испытания английской защиты Pulsed Power System.
По иным данным исследования электромагнитной защиты началась в СССР в ин-ституте гидродинамики имени Лав-рентьева после Второй мировой войны.
(см. Конфликт приоритетов).


Электродинамическая броня. (защита).

Исследования впервые начаты в США? (Англии?)
Метание пластин по способу англичанина Уильяма Томпсона. (Томпсон, лорд Кельвин).
По иным данным исследования электродинамической защиты началась в СССР в ин-ституте гидродинамики имени Лав-рентьева после Второй мировой войны.
(см. Конфликт приоритетов).


Электротермодинамическая броня. (защита).

Исследования впервые начаты в США? (Англии?)
По иным данным исследования электротермодинамической защиты началась в СССР в ин-ституте гидродинамики имени Лав-рентьева после Второй мировой войны.
(см. Конфликт приоритетов).


"Надувная" противокумулятивная броня. (защита "TRAPS").

Исследуется в Англии в настоящее время.


"Умная" броня. (защита "Smart" armour").

Разработки начаты в США (Германии)?


Броня "кэдлой".

Броня "Cadloy" разработана в США в 1980? г.


[2000-е] "Жидкая броня".

Впервые начала разрабатываться в США в начале 2000 гг.(Armor Holdings). Броня на жидкой связке включающая в себя наночастицы различных материалов (и ведущая себя как твердопластичная (бингамова) жидкость).


При обнаружении неточностей пишите в теме.


КОНФЛИКТЫ ПРИОРИТЕТОВ


1.Катанная броня.
Конфликт приоритетов между английским изобретателем Джоном Брауном и русским изобретателем В.С. Пятовым.
Упоминание о приоритете Пятова в изобретении катанной брони появиляются в 1952 г, в момент борьбы с "космополитизмом".
Одновременно (в тех же источниках) В.С. Пятову приписывается изобретение цементации лицевого слоя брони.
Однако такая информация не выглядит достоверной по следующим причинам.
В 1859 г, в мировом кораблестроении еще не было речи о каком либо дополнительном упрочнении железной брони поскольку имеющаяся железная броня на деревянной подкладке сопротивлялась снарядам преимущественно гладкоствольных оружий достаточно хорошо. В России же при отсутствии блиндирования кораблей даже железом в то время, вопрос о цементации брони в период 1859-1862 гг, не мог стоять в принципе.
Термин "катанная броня" не предполагает сваривания толстой брони из отдельных более тонких броневых листов при помощи кузнечной сварки.
"Катанная броня" Пятова скорее всего представляла сосбой "сварочную броню" в которой сварка кузнечного типа производилась прокаткой пакета тонких железных листов через вальцы прокатного стана, изобретенного англичанином Кортом еще в 1784 г. Прокатка же железных листов из болванок известна с изобретения Корта.
Таким образом речь идет не о изобретении "катанной брони", а о изобретении одного из методов получения толстого листового "сварочного железа" называть которое "броней" можно только по факту его применения для первых опытов блиндирования кораблей.
В этом случае приминительно к развитию и производству реальной "стальной брони" конфликт приоритететов Брауна и Пятова не относится.

2. Никелевая броня.
Конфликт приоритетов между Францией (заводы "Крезо"),
Германией (Крупп), и Россией (крупнейшим металлургом России А. А. Ржешотарским).
До доступа к иной доказательной базе рассмотрим слова самого А. Ржешотарского в статье "Никель" энциклопедии "Брокгауз и Ефрон":

"....Этот металл обратил на себя внимание благодаря опытам, производимым на заводе Шнейдера, в Крезо. В 1890 г. испытывалась сталеникелевая броня, приготовленная заводом для морского ведомства Северо-Америк. Соединен. Штатов. Оказалось, что прибавка никеля к стали сильно увеличивает сопротивление пронизыванию брони снарядами, а самое главное - никель придает стали такую вязкость, что устраняет способность брони растрескиваться при ударе...."

Таким образом вероятнее всего, приоритет в изобретении никелевой брони принадлежит французским заводам Шнейдера (Крезо).


3. Динамическая броня.
Конфликт приоритетов между немецким конструктором (конструкторским коллективом) М. Хельда и руским конструктором Б.В. Войцеховским (конструкторским коллективом) по приоритету на изобретении динамической брони.
Известно что труды Войцеховского по динамической защите опубликованы в России не ранее 2000 г.
В то же время известно, что труды М. Хелда по динамической защите (патенты) были опубликованы в 1970-е годы.
Приоритет Войцеховского декларируется по репринту статьи "ДИНАМИЧЕСКАЯ АНТИКУМУЛЯТИВНАЯ ЗАЩИТА" за 1957-1961 гг, напечатанной в 2000 г. Такое шаткое доказательство юридически имеет ничтожную цену.
В то же время имеется патент М. Хельда за 1970 г, который юридически является неоспоримым доказательством его приоритета в изобретении динамической защиты.
Из статьи: "Мигиренко Г.С., Митрофанов В.В. Богдан Вячеславович Войцеховский : [К 50-летию со дня рождения] // Динамика сплошной среды: Сб. науч. тр. Вып. 8 / Акад. наук СССР. Сиб. отд-ние. Ин-т гидродинамики. - Новосибирск, 1971. - С.7-13.", также следует что в 1971 г, Войцеховский еще не занимался исследованиями динамической защиты. В адресе к 60-ти летнему юбилею также не сказано о работе над ДЗ.
До предоставления патентов Войцеховского (либо иных неоспоримых доказательств, например статьи в печатных СМИ, пускай и узкого назначения) с датой публикации ранее патентов М. Хельда, приоритет М. Хельда не может быть оспорен.


УТОЧНЕНИЯ.


КОНСТРУКЦИИ.

1. На показах в Олдбури 3 марта 1917 г. демонстрировался танк Mk. II с гидравлической трансмиссией Williams-Janney
Уилсон (Вильсон)так писал о нем:
"Эта машина продемонстрировала большую легкость управления, однако не могла выпускаться массово и страдала некоторыми поломками при продолжительных пробегах, неустранеными до конца 1917 г."
Любопытно что танк был окрашен в небесно-голубой цвет.
Что касается Mk. VII, то начало его разработки относится к октябрю 1917 г, а первая машина была готова к июлю 1918 г. всего было построено 3 машины из75 заказанных. ряд источников утверждает, что это были переделанные Mk. IV. Иногда говорят только об одной машине выпущенной Brown Bros в Эдинбурге

2. Танк Mk. IV Wilson Epicyclik в Олдбури был окрашен в белый цвет
Начало разработки танка Mk. V - март 1917 г., первая стандартная машина выпущена в декабре 1917г.

3. Радиостанция на танке установлена на Reno ТSF. То ли командирский танк, то ли передвижная радиостанция.


БРОНЯ.
См. posted 27-8-2008 02:52
"ИСТОРИЯ БРОНИ или КАК ЗАКАЛЯЛАСЬ СТАЛЬ"


Первая книга о танках.

"Tanks 1914-1918."
THE LOG BOOK OF A PIONEER BY LIEUTENANT SIR ALBERT STERN.
(Альберт Стерн).
 
Последнее редактирование:
Сверху