Плагиат мотоциклов в СССР - Урал=БМВ

Тема в разделе 'История', создана пользователем Roscenzura.com, 27 апр 2019.

  1. Roscenzura.com

    Roscenzura.com Администратор Staff Member

    Симпатии:
    197
    Репутация:
    0
    Мотоциклетная промышленность СССР тоже была суррогатной. Так, прототипом советских мотоциклов стал мотоцикл BMW R71 – именно он вдохновил создание легендарного М-72, от которого ведут свою родословную «Днепры» и «Уралы». Немецкие инженеры посчитали развитие этой модели бесперспективным. Тем не менее, в руках советских конструкторов на ее основе родились многочисленные военные, а затем и гражданские мотоциклы.



    BMW R71 была одной из моделей серии, в которую также входили R51, R61 и R66. Тем не менее, внимание советских конструкторов остановилось на семьдесят первой модели. В то время с ней могли конкурировать Zundapp K800W и более свежая модель BMW R12. Но если попробовать сейчас сравнить R71 с тогдашними аналогами, видно, что из них он ближе всего к современным мотоциклам. Это единственная модель с задней свечной подвеской. Конструкция телескопической вилки совершеннее, чем у конкурентов. R71 превзошел их и мощностью двигателя.


    BMW R71

    Индивидуальные карбюраторы для каждого из цилиндров оппозитного двигателя в 750 кубов позволили развивать мощность в 22 лошадиных силы, в то время как у R12 имелось всего 18, а у Zundapp K800 – 20. Главным же конструкторским достижением в модели R71 стало применение рамы из цельнотянутых труб вместо штампованной. Конструкция стала легче, и одновременно повысилось жесткость. Советские конструкторы решили выбрать на роль прототипа нового мотоцикла именно R71 и продолжать ее усовершенствование.

    Были и сомнения в сделанном выборе – об этом свидетельствует эксперимент 1942-43 годов, когда на Тюменском мотоциклетном заводе пытались наладить серийный выпуск другого мотоцикла. Он напоминал Zundapp KS750 и BMW R75 Sahara – имел привод на колесо коляски и понижающий ряд; межколесный дифференциал принудительно блокировался. Один из опытных образцов той модели, получившей название ТМЗ-53, сейчас выставлен в московском Политехническом музее.


    Слева ТМЗ-53, справа BMW R75 Sahara


    У R71 создатели М-72 полностью позаимствовали верхнюю траверсу передней вилки и поршневую группу. Объем топливного бака увеличился с 14 до 22 литров. Изменения в конструкции рамы обусловлены, вероятно, все же промышленными ограничениями, а не желанием усилить конструкцию, как заявлялось. В итоге М-72 весил на 33 килограмма больше своего прототипа – часть веса добавляли 8 литров топлива, остальное же – дополнительный металл. Пришлось «поработать» и над документацией мотоцикла – массово проводилось уменьшение прецизионности различных деталей.

    С тех пор конструкция М-72 многократно изменялась. Однодисковое сцепление было заменено двухдисковым. Изменилось крепление колеса коляски. Стоит упомянуть, что одной из причин выбора R71 была его ориентированность на езду с коляской – качество езды обеспечивала хорошая тяга на низких оборотах, по сравнению с другими современниками модели. Именно трехместный вариант М-72 и поставлялся в советскую армию. Однако, в отличие от прототипа, у М-72 часто возникали проблемы с консольной подвеской колеса коляски. В остальном можно говорить о том, что новый отечественный мотоцикл смог взять все лучшее, чем мог похвастаться немецкий прототип – несмотря даже на то, что изготавливался с меньшей тщательностью. В любом случае, нельзя отрицать тот факт, что R71 и М-72 помогли заложить основы современной отечественной мотопромышленности.

     

Поделиться этой страницей