В Думу внесли законопроект, запрещающий технологии обхода блокировок сайтов

casio

casio

Well-Known Member
Проверенные
В Госдуму внесли законопроект, запрещающий использовать технологии обхода блокировок сайтов, следует из думской электронной базы данных.

Отмечается, что цель проекта — повысить эффективность ограничения доступа к информационным ресурсам, запрещенным на законных основаниях.

Законопроект предлагает запретить в России «информационно-телекоммуникационные сети, информационные системы и программы для ЭВМ», которые позволяют получать доступ к заблокированным ресурсам. Также в законопроекте идет речь о необходимости предоставления владельцам соответствующих сетей и программ доступа к информационному ресурсу Роскомнадзора, где содержатся все сведения о заблокированных в России ресурсах. В качестве наказания за неисполнение требования Роскомнадзора о запрете авторы документа предлагают ограничить доступ к тем сайтам и сервисам, которые предоставляют «обход блокировок» сайтов.

Ранее Роскомнадзор заявлял, что блокировать анонимайзеры и другие программы, позволяющие пользователям обходить блокировки сайтов, не нужно, поскольку они также имеют «широкую сферу полезного применения».

По мнению ведомства, следует обеспечить баланс интересов граждан, компаний, пользующихся «полезными свойствами» анонимайзеров, правообладателей и государства.

Текст закона:
Владельцам информационно-телекоммуникационных сетей,
информационных систем и программ для электронных вычислительных
машин, а также владельцам информационных ресурсов, в том числе сайтов
и страниц сайтов в сети «Интернет», посредством которых на территории
Российской Федерации осуществляется доступ к таким информационно-
телекоммуникационным сетям, информационным системам или
программам для электронных вычислительных машин, запрещается
обеспечивать использование на территории Российской Федерации
информационно-телекоммуникационных сетей, информационных систем
или программ для электронных вычислительных машин для получения
доступа к информационным ресурсам, в том числе к сайтам и (или)
страницам сайтов в сети «Интернет», доступ к которым на территории
Российской Федерации ограничен в соответствии с настоящим
Федеральным законом (далее - информационно-телекоммуникационные
сети, информационные системы или программы для электронных
вычислительных машин, которые могут использоваться на территории
Российской Федерации для обхода ограничения доступа).
2. В целях противодействия использованию на территории
Российской Федерации информационно-телекоммуникационных сетей,
информационных систем или программ для электронных вычислительных
машин для получения доступа к информационным ресурсам, в том числе
сайтам и (или) страницам сайтов в сети «Интернет», доступ к которым на
территории Российской Федерации ограничен, федеральный орган
исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору
в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций,
информационных технологий и связи:
1) осуществляет создание и эксплуатацию информационной
системы, содержащей перечень информационных ресурсов, в том числе к
сайтам и (или) страницам сайтов в сети «Интернет», доступ к которым на
территории Российской Федерации ограничен в соответствии с настоящим
федеральным законом (далее - информационная система, содержащая
перечень информационных ресурсов, доступ к которым ограничен);
2) на основании утвержденной им методики осуществляет
мониторинг информационных ресурсов, в том числе сайтов и страниц
сайтов в сети «Интернет», с целью выявления информационно-
телекоммуникационных сетей, информационных систем или программ для
электронных вычислительных машин, которые могут использоваться на
территории Российской Федерации для обхода ограничения доступа, а
также информационных ресурсов, в том числе сайтов и страниц сайтов в
сети «Интернет», посредством которых на территории Российской
Федерации осуществляется доступ к таким информационно-
телекоммуникационным сетям, информационным системам или
программам для электронных вычислительных машин;
3) определяет провайдеров хостинга и иных лиц, обеспечивающих
размещение в сети «Интернет» информационных ресурсов, в том числе
сайтов и страниц сайтов в сети «Интернет», посредством которых на
территории Российской Федерации осуществляется доступ к
информационно-телекоммуникационным сетям, информационным
системам или программам для электронных вычислительных машин,
которые могут использоваться на территории Российской Федерации для
обхода ограничения доступа;
4) направляет лицам, указанным в пункте 3 настоящей части,
уведомление в электронном виде на русском и английском языках о
необходимости предоставления данных, позволяющих идентифицировать
лиц, указанных в части 1 настоящей статьи;
5) фиксирует дату и время направления указанного в пункте 4
настоящей части уведомления в соответствующей информационной
системе, содержащей перечень информационных ресурсов, доступ к
которым ограничен.
3. В течении трех рабочих дней с момента получения уведомления,
указанного в пункте 4 части 2 настоящей статьи, провайдер хостинга или
указанное в пункте 3 части 2 настоящей статьи лицо обязаны предоставить
данные, позволяющие идентифицировать лиц, указанных в части 1
настоящей статьи.
4. В течении трех рабочих дней с момента получения данных,
указанных в части 3 настоящей статьи, федеральный орган
исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору
в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций,
информационных технологий и связи, направляет лицам, указанным в
части 1 настоящей части, на русском и английском языке требование
прекратить обеспечение использования на территории Российской
Федерации информационно-телекоммуникационных сетей,
информационных систем и программ для электронных вычислительных
машин для обхода ограничения доступа.
5. В течении тридцати дней после направления требования,
указанного в части 4 настоящей статьи, лица, указанные в части 4
настоящей статьи, обязаны самостоятельно ограничить доступ
пользователей сети «Интернет» к информационно-телекоммуникационным
сетям, информационным системам или программам для электронных
вычислительных машин, которые могут использоваться для обхода
ограничения доступа, или принять иные необходимые и достаточные меры
по прекращению обеспечения использования на территории Российской
Федерации таких информационно-телекоммуникационных сетей,
информационных систем и программ для электронных вычислительных
машин для обхода ограничения доступа либо направить в федеральный
орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и
надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций,
информационных технологий и связи заявление о получении доступа к
информационной системе федерального органа исполнительной власти,
осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере средств
массовой информации, массовых коммуникаций, информационных
технологий и связи, содержащей перечень сведений об информационных
ресурсах, доступ к которым ограничен, и готовности принимать меры по
ограничению доступа к информационным ресурсам, в том числе сайтам и
(или) страницам сайтов в сети «Интернет», включенным в указанных
перечень (далее - заявление о получении доступа к информационной
системе).
6. В случае неисполнения в течение тридцати дней лицами,
указанными в части 4 настоящей статьи, требования, указанного в части 4
настоящей статьи, а также в случае неисполнения ими обязанностей,
предусмотренных в части 14 настоящей статьи, федеральный орган
исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору
в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций,
информационных технологий и связи принимает решение об ограничении
доступа к информационному ресурсу, в том числе сайту и (или) странице
сайта в сети «Интернет», посредством которого на территории Российской
Федерации осуществляется доступ к информационно-
телекоммуникационным сетям, информационным системам или
программам для электронных вычислительных машин, которые могут
использоваться на территории Российской Федерации для обхода
ограничения доступа.
7. В течение суток после принятия указанного в части 6 настоящей
статьи решения федеральный орган исполнительной власти,
осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств
массовой информации, массовых коммуникаций, информационных
технологий и связи направляет по системе взаимодействия операторам
связи, оказывающим услуги по предоставлению доступа к сети
«Интернет», сетевые адреса, и (или) доменные имена, и (или) указатели
страниц сайтов в сети «Интернет», а также иную информацию,
позволяющую идентифицировать информационный ресурс, в том числе
сайт и (или) страницу сайта в сети «Интернет», посредством которого
осуществляется доступ к информационно-телекоммуникационным сетям,
информационным системам или программам для электронных
вычислительных машин, которые могут использоваться на территории
Российской Федерации для обхода ограничения доступа.
8. Операторы связи, оказывающие услуги по предоставлению
доступа к сети «Интернет», в течение суток с момента получения по
системе взаимодействия информации, указанной в части 7 настоящей
статьи, обязаны в соответствии с полученной информацией ограничить на
территории Российской Федерации доступ к информационному ресурсу, в
том числе к сайту и (или) странице сайта в сети «Интернет», посредством
которого на территории Российской Федерации осуществляется доступ к
информационно-телекоммуникационным сетям, информационным
системам или программам для электронных вычислительных машин,
которые могут использоваться на территории Российской Федерации для
обхода ограничения доступа.
9. В случае, если лицо, указанное в части 4 настоящей статьи,
приняло меры по прекращению обеспечения использования на территории
Российской Федерации информационно-телекоммуникационных сетей,
информационных систем или программ для электронных вычислительных
машин для обхода ограничения доступа, оно направляет уведомление об
этом в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий
функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации,
массовых коммуникаций, информационных технологий и связи. Такое
уведомление может быть направлено также в электронном виде.
10. После получения уведомления, указанного в части 9 настоящей
статьи, и проверки его достоверности федеральный орган исполнительной
власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств
массовой информации, массовых коммуникаций, информационных
технологий и связи, обязан незамедлительно уведомить по системе
взаимодействия оператора связи, оказывающего услуги по
предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети
«Интернет», о возобновлении доступа к информационному ресурсу, в том
числе к сайту и (или) странице сайта в сети «Интернет».
10
11. Операторы связи, оказывающие услуги по предоставлению
доступа к сети «Интернет», в течение суток с момента получения по
системе взаимодействия уведомления, указанного в части 10 настоящей
статьи, обязаны прекратить ограничение доступа к такому
информационному ресурсу на территории Российской Федерации, в том
числе к сайту и (или) странице сайта в сети «Интернет».
12. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий
функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации,
массовых коммуникаций, информационных технологий и связи
предоставляет доступ к информационной системе, содержащей перечень
информационных ресурсов, доступ к которым ограничен, следующим
лицам, подавшим заявление о получении доступа к такой
информационной системе:
1) владельцам информационно-телекоммуникационных сетей,
информационных систем и программ для электронных вычислительных
машин, которые могут использоваться на территории Российской
Федерации для обхода ограничения доступа;
2) владельцам информационных ресурсов, в том числе сайтов и
страниц сайтов в сети «Интернет», посредством которых осуществляется
доступ к информационно-телекоммуникационным сетям,
информационным системам или программам для электронных
11
вычислительных машин, которые могут использоваться на территории
Российской Федерации для обхода ограничения доступа;
3) операторам поисковых систем.
13. Порядок взаимодействия федерального органа исполнительной
власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств
массовой информации, массовых коммуникаций, информационных
технологий и связи с лицами, указанными в части 12 настоящей статьи,
при предоставлении доступа к информационной системе, содержащей
перечень информационных ресурсов, доступ к которым ограничен,
порядок доступа к системе и к информации, размещенной в системе, а
также сроки регистрации в системе, требования к технологическим,
программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам
обеспечения пользования системой устанавливаются федеральным
органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю
и надзору в сфере средств массовой информации, массовых
коммуникаций, информационных технологий и связи.
14. Лица, указанные в части 12 настоящей статьи, которым
предоставлен доступ к информационной системе, содержащей перечень
информационных ресурсов, доступ к которым ограничен, обязаны:
12
1) обеспечивать ограничение доступа к информационным ресурсам,
в том числе к сайтам и (или) страницам сайтов в сети «Интернет»,
включенным в указанных перечень;
2) соблюдать установленный федеральным органом исполнительной
власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств
массовой информации, массовых коммуникаций, информационных
технологий и связи режим обработки и использования информации,
размещенной в системе.
15. Оператор поисковой системы по требованию федерального
органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и
надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций,
информационных технологий и связи, обязан подать заявление о
получении доступа к информационной системе, содержащей перечень
информационных ресурсов, доступ к которым ограничен, в течение
тридцати дней со дня получения указанного требования.
16. После получения доступа к информационной системе,
содержащей перечень информационных ресурсов, доступ к которым
ограничен, оператор поисковой системы обязан прекращать на территории
Российской Федерации выдачу по запросам пользователей поисковой
системы ссылок на информационные ресурсы, в том числе сайты и (или)
страницы сайтов в сети «Интернет», включенные в указанный перечень.
13
17. Положения настоящей статьи не распространяются на
владельцев информационно-телекоммуникационных сетей,
информационных систем или программ для электронных вычислительных
машин, которые могут использоваться на территории Российской
Федерации для обхода ограничения доступа, если такие владельцы
обеспечивают использование таких сетей, систем или программ
исключительно лицами, которые находятся с такими владельцами в
трудовых отношениях.».
Статья 2
Признать утратившим силу пункт 2 статьи 1 Федерального закона
от 5 мая 2014 года № 97-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон
«Об информации, информационных технологиях и о защите информации»
и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам
упорядочения обмена информацией с использованием информационно-
телекоммуникационных сетей» (Собрание законодательства Российской
Федерации, 2014, № 9, ст. 2302).
Статья 3
Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении
девяноста дней после дня его официального опубликования.

update 26.06.2017
Законопроект принят в первом чтении.

update 03.07.2017

В законе будет четко прописано, что разным сервисам (например, анонимайзерам), сетям (например, VPN) и программам (например, Tor и Opera) нельзя давать россиянам доступ к запрещенным сайтам. Роскомнадзор станет следить за такими сервисами и сетями. Если ведомство обнаружит, что какие-то сервисы, сети или программы позволяют россиянам зайти на заблокированные страницы через зарубежные серверы, сотрудники направят владельцам требование — сделайте, пожалуйста, так, чтобы россияне не смогли с вашей помощью зайти на такие-то и такие-то запрещенные сайты. Если владельцы в течение месяца не исполнят требования, Роскомнадзор начнет блокировать их серверы, с помощью которых пользователи обходят блокировки, и сайты, где они устанавливают нужную программу. А если согласятся — не начнет. Ведомство создаст специальный список запрещенных ресуров и даст к нему доступ владельцам анонимайзеров и VPN-сетей, чтобы те сами могли следить, не позволяют ли они россиянам смотреть что-то запретное.
 
Последнее редактирование модератором:
moder

moder

Администратор
Команда форума
Новость актуальная? Вроде вносили уже.
 
moder

moder

Администратор
Команда форума
Вероятно речь идет о Tor и Opera VPN. Только недавно по ТВ рассказывали как с помощью VPN можно обходить блокировки в Украине.
 
casio

casio

Well-Known Member
Проверенные
Вероятно речь идет о Tor и Opera VPN. Только недавно по ТВ рассказывали как с помощью VPN можно обходить блокировки в Украине.
Нечего под шумок все что надо закроют. Все правда как работало так и будет работать.
 
moder

moder

Администратор
Команда форума
Там еще ответственность на поисковики хотят возложить за выдачу ссылок на запрещенные сайты, если верить этой информации.
Слишком адовый законопроект, сомневаюсь, что его примут.
 
casio

casio

Well-Known Member
Проверенные
Ну поживем увидим. Осенью будут гайки закручивать.
 
moder

moder

Администратор
Команда форума
Уполномоченный по защите прав предпринимателей в интернете Дмитрий Мариничев в разговоре с РБК назвал «безумием» внесенный законопроект. «Все это идет вразрез со здравым смыслом. В законопроекте говорится о технологиях, которые позволяют обходить блокировку. В первую очередь это VPN и анонимайзеры. Как они будут отделять VPN, который используется в коммерческих целях, от VPN, который используется для обхода блокировок? Это невозможно определить», — заявил он. По его словам, технически запретить использовать VPN на конечных устройствах можно, но «это будет просто преследование собственных граждан в собственной стране».

Мариничев сравнил введение предлагаемого запрета с запретом гражданам «вставлять в двери замки». «Ключи нужно сдать, а с окон снять шторы и занавески, чтобы было видно, как граждане живут», — добавил он. С ним согласна директор по стратегическим проектам Института развития интернета Ирина Левова. По ее мнению, законопроект «предполагает презумпцию виновности всех пользователей». «Предполагается, что человек использует подобные средства только для того, чтобы скачать пиратский фильм, или для другой противоправной деятельности. Однако зачастую люди просто хотят обеспечить себе право на тайну переписки, что, к слову, гарантировано Конституцией», — указывает эксперт.
 
moder

moder

Администратор
Команда форума
Закон и правда слишком бредовый. До такого ада даже сегодняшняя РФ еще не опустилась. Думаю, анонимайзеры и VPN скорее уже после выборов 2018 запретят, тогда же и введут правило первой брачной ночи для чиновников и силовиков.
 
casio

casio

Well-Known Member
Проверенные
А такой вопрос как может быть использование VPN в коммерческих целях.?
 
Dexter

Dexter

Member
Пока что эта тема более уместна не в "действующих законах", а в предложениях по усилению цензуры. Даже если и примут закон, то пройдет ещё какое-то время прежде чем он вступит в силу. Опять же законопроект достаточно кривой и вполне могут его ещё на доработку отправить до второго чтения.
С реализацией, кстати, тоже могут возникнуть проблемы. Понятное дело, что большинство анонимайзеров не будет заморачиваться с установкой каких-то фильтров, которые будет им втюхивать Роскомнадзор. Я уж не говорю о том, что довольно сложно будет найти владельцев. В этом случае придется блокировать анонимайзер. Но что именно блокировать? Сервера? Так их сменить недолго. Сайты, на которых раздают дистрибутив - так они уже заблокированы )) А с оперой со встроенным VPN что делать например?
 
В

Водный

Member
А такой вопрос как может быть использование VPN в коммерческих целях.?
Да легко. Например могут с его помощью корпоративную сеть организовать для связи с филиалами. Но они реально в данном случае для решения рабочих задач используются. Ну пока во всяком случае в основном, в отличие от VPN-сервисов, которые благодаря цензуре всё чаще используют для обхода блокировок.
 
casio

casio

Well-Known Member
Проверенные
Ну тут явно проблем не будут, это же для дела будет. и контент там тоже фильтроваться будет.
 
Последнее редактирование модератором:
kissfm11

kissfm11

Member
Проверенные
А такой вопрос как может быть использование VPN в коммерческих целях.?
Для тех же соц. сетей некоторые компании могут использовать фирмы vpn. В итоге заработать они могут, пока все только развивается в этом направлении.
 
moder

moder

Администратор
Команда форума
Важный вопрос: кто будет исполнять закон и как. Будут блокировать IP адреса анонимайзеров, оперы, тора? Это уже шаг к китайской цензуре. Чтобы запретить VPN, нужно запретить зарубежный хостинг в принципе. Потом VPN по лицензии, потом предфильтрация и т.д.
 
moder

moder

Администратор
Команда форума
Законопроект об анонимайзерах обсуждался на Российском интернет-форуме (РИФ). Вот мнение директора Регионального общественного центра интернет технологий (РОЦИТ) Сергея Гребенникова. «Естественно, мы против распространения незаконного контента, но при этом законодательно не должно нарушать права и свободы гражданина на доступ к информации», - считает он. «Да, «серые» зоны используют для совершения незаконных действий и распространения запрещённого контента с использованием анонимайзеров, но это совершенно не означает, что добросовестные пользователи должны страдать. Также важно отметить, чтобы законопроекты не нарушали права пользователей, которые выбирают безопасное использование интернета, например, используя VPN-соединение», - резюмирует Гребенников.
 
moder

moder

Администратор
Команда форума
Любопытный комментарий на Гиктаймсе. Только мне кажется из закона не следует запрет подключение через VPN в принципе, а только запрет vpn-сервисов типа hideme, т.е. общественно доступных.
-----
ЦИТАТА С ГИКТАЙМСА:
Я, так понимаю в основном речь идет о сервисах (прокси/впн/анонимайзеры). Получается такие сервисы должны блокировать запрещенные сайты для российских граждан, т.е. айпишников. Т.е.:
— имеем прокси/впн А где-то в Эквадоре, который блочит все что хочет Роскомнадзор для российских айпи
— имеем прокси/впн Б где-то на Ямайке, который тоже блочит все что хочет Роскомнадзор для российских айпи
— оба сервиса (и А, и Б) не нарушают ничего, что запрещает Роскомнадзор
— идем на Б через А и получаем профит, т.к. Б не обязан блокировать что либо для айпишников из Эквадора.

Думай дальше, Роскомнадзор!

Так же вообще не понял, как РКН планирует штрафововать зарубежные прокси-серверы и VPN-сервисы.
 
Последнее редактирование:
casio

casio

Well-Known Member
Проверенные
Ну просто заблокируют адреса сайта впн провайдера и отрапортуют.
 
moder

moder

Администратор
Команда форума
Есть VPN-сервисы, как хайдми, а есть просто VPN сервера, как хостинг. Вы можете купить виртуальный хостинг и самостоятельно настроить на нем VPN или с уже предустановленным софтом. Чтобы проверить, фильтруется ли там контент, Роскомнадзор должен сам купить такой сервер. Если там фильтрации нет, получается, есть повод заблокировать хостера за то, что он продает VPN без фильтрации. Выглядит бредово. Скорее всего задача прекратить работу VPN оперы, хайдми и других подобных сервисов, до частных VPN докапываться не должны.
 
Р

Роскомнадзор

New Member
Думай дальше, Роскомнадзор!
Мы у вас виноваты во всём, и в том, что в подъезде лампочка не горит. Похоже, вы не понимаете, чем отличается исполнительная ветвь власти от законодательной. См. список авторов законопроекта.
 
kissfm11

kissfm11

Member
Проверенные
Мы у вас виноваты во всём, и в том, что в подъезде лампочка не горит. Похоже, вы не понимаете, чем отличается исполнительная ветвь власти от законодательной. См. список авторов законопроекта.
Как звено власти, то мне и кажется, что в этом и есть вина. Но если брать людей, то на смену одним придут совсем другие, не стоит думать что там все просто пройдет.
 
moder

moder

Администратор
Команда форума
На гиктаймсе есть большое осуждение данной инициативы и куча комментариев в духе "пора валить".
 
moder

moder

Администратор
Команда форума
Мы у вас виноваты во всём, и в том, что в подъезде лампочка не горит. Похоже, вы не понимаете, чем отличается исполнительная ветвь власти от законодательной. См. список авторов законопроекта.
Это не мой комментарий а цитата с другого сайта, сейчас специально подписал для невнимательных.
Но доля правды в этом есть, если верить источникам, что инициатива идет также от Роскомнадзора.
 
moder

moder

Администратор
Команда форума
Частные vpn преследовать слишком сложно. Думаю, закон направлен на общественно доступные, как Tor, хайдми и другие подобные сервисы. В Белоруссии где также идет борьба с "пятой колонной" тоже запрещен Тор, но частные VPN вроде никто не преследует.
 
Сверху