Цена свободы и безопасности в сфере ИКТ На постсоветском пространстве

Мурат

Мурат

АКРАБАТ
На постсоветском пространстве можно выделить две группы стран, резко отличающихся принципами формирования ИКТ-политики. Таковы результаты опроса 50 экспертов ИКТ, которые отражены в исследовании «Цена свободы и безопасности. Индекс ИКТ-законодательств Евразии за 2016 год», выполненном DR Analytica

Индекс ИКТ-политики стран постсоветского пространства, обозначил две группы государств – как по подходам к регулированию, так и по результатам их реализации. В первой группе оказались Армения, Грузия и Молдова: нацеленность властей этих стран на увеличение свободы во всех сферах, а также учет экономического эффекта от принимаемых мер позволяет проводить сбалансированную политику, одновременно приводящую к увеличению безопасности. Так, в частности, в Молдове принятые в 2016 году правовые акты увеличивали как свободу, так и безопасность во всех сферах.

Вторая группа стран, в которую входят Беларусь, Россия, Казахстан и Кыргызстан, в ИКТ-политике 2016 года отдавала приоритет интересам безопасности, преимущественно – безопасности государственной. Однако такая политика оценивается экспертами как несбалансированная, ведущая к ограничению свободы для личности и общества и, в итоге, негативному экономическому эффекту. При этом, собственно, и влияние принятых мер на безопасность оказалось весьма ограниченным. Так, в частности, в Казахстане последствиям вступления базового для отрасли закона «Об информатизации» и приведения в соответствие с ним остального законодательства эксперты дали оценки, близкие к нулевым. В России же в результате реализованных в 2016 году законодательных инициатив в плюсе, по мнению экспертов, остается только государство.

Индекс «Цена свободы и безопасности», который в дальнейшем будет составляться два раза в год, позволяет выявить решения, при которых цели увеличения свободы и безопасности не являются взаимоисключающими, а затраты на реализацию решения не становятся чрезмерными. При всей уникальности стран Евразии, они сталкиваются в своем развитии со схожими вызовами, и опыт соседних стран – положительный или отрицательный – никогда не будет лишним.

Индекс 2016 года основан на анализе более чем 40 актов в области ИКТ, принятых или вступивших в силу в 2016 году в 8 странах постсоветского пространства. Анализ проводился с привлечением 50 экспертов в области ИКТ из данных стран. Составители Индекса адресуют результаты исследования регуляторам, политическим деятелям, представителям бизнес-структур и заинтересованным общественным кругам и надеются, что Индекс поможет им в осмыслении влияния, которое оказывают на безопасное социально-экономическое развитие сообществ принимаемые государствами решения.
 
Сверху