Как пираты отреагировали на второй антипиратский закон

writer

writer

Active Member
-_464.jpg

С 1 мая 2015 года в России вступил в силу второй антипиратский закон, предусматривающий возможность бессрочной блокировки сайтов, систематически размещающих нелегальный контент. Для занесения ресурса в «черный список» навечно достаточно двукратного удовлетворения судом иска правообладателя к его владельцу по поводу одного и того же произведения. Кроме того, теперь действие закона распространяется не только на видео, но и на музыку, книги, игры и программное обеспечение.

Владельцы большинства ресурсов, которые рисковали попасть под антипиратские санкции Роскомнадзора, своевременно приняли необходимые меры, при этом разделившись на два лагеря. В первом решили с правообладателями что-то вроде мирного договора, а во втором – окончательно уйти в партизаны. По оценке главы проекта «Роскомсвобода» Артема Козлюка, мнения разделились примерно в соотношении 50/50.
Борьба с пиратством в цифрах

14 ресурсов были заблокированы с 1 августа 2013 года по 1 мая 2015 года — с момента вступления в силу антипиратского закона и до вступления в силу пакета поправок

200 жалоб от правообладателей поступило за тот же период

15–20 млн человек в день составляет российская аудитория торрент-трекеров

$250 млн, по оценке ассоциации «Интернет-видео» на основании данных Digital Citizens Alliance, составил объем глобального рынка пиратского контента в 2014 году. $60–80 млн из этой суммы, по той же оценке, приходится на Россию


Источник: Роскомнадзор, Pirate Pay, Digital Citizens Alliance
Одним из примеров эффективного сотрудничества правообладателей и пиратов можно считать вариант, предложенный видеосервисом Rutube. Последний предоставляет всем желающим плеер для трансляции легального контента, с которого сам получает доход, благодаря размещению рекламы. Выгода пиратов в данном случае заключается в отсутствии претензий со стороны обладателей авторских прав и удобстве пользователей, получающих возможность свободно смотреть видеоролики, хоть и с рекламой. Большое количество посетителей площадки позволяет им выгодно продавать собственные рекламные площади. По оценкам Rutube пиратские сайты обеспечивают сервису около 20 просмотров в месяц.

Аналогичные варианты сотрудничества с пиратами предлагают и другие легальные кинотеатры Megogo, IVI и т.п. Владельцы данных сервисов пока предпочитают не озвучивать объемы трафика, поступающего благодаря пиратам, но отмечают повышение интереса к взаимодействию со стороны нелегальных распространителей с 1 мая. Соцсети «ВКонтакте», «Мой мир» и «Одноклассники» используют подобный метод, реализованный через плеер Pladform. Некоторые крупные торрент-трекеры, в числе которых RuTracker, Kinozal и Bigtorrent, также выразили готовность соблюдать законодательство, предоставив возможность правообладателям пожаловаться на нелегальный контент. При этом сайты проверяют, действительно ли обратившийся представляет интересы владельца авторских прав. Если это подтверждается, раздача блокируется для российских пользователей.

Примечательно, что некоторые онлайн-кинтеатры заявили о принципиальном отказе сотрудничества с пиратскими сайтами. Принципиальных пиратов также оказалось немало. Впрочем, они также подготовились к вступлению закона, оповестив пользователей о возможных способах обхода потенциальных блокировок, а также заранее обзаведясь зеркалами. Так поступил, к примеру, Rutor.org.

Часть площадок, для которых спорный контент не являлся основным, предпочли не обременять себя лишними проблемами и попросту удалили его с ресурса. Так, сервис для прослушивания московских радиостанций Moskva.fm, теперь не предоставляет пользователям возможности прослушивания эфира.

В целом пока массовых исков к ресурсам со стороны правообладателям не зарегистрировано. С момента вступления в силу закона Мосгорсуд зафиксировал лишь единичные обращения, причем все они были отклонены из-за нарушения процессуальных норм.

По мнению президента компании «Амедиа» Александра Акопова, изменения в законодательстве всё же будут способствовать легализации контента:
«Некоторые пиратские сайты представляют собой уже достаточно известные бренды, и если товарищам, которые оперируют этими сайтами, не хочется терять эти бренды, им проще выполнить требования правообладателей. Поэтому мы ожидаем, что от существенной части контента им придется избавиться для того, чтобы жить дальше. Будущего у пиратства нет, законодательные меры оказались эффективным средством борьбы».
 
Сверху