Почему американцы не освободили Чехословакию раньше СССР?

Master

Master

Модератор
Во второй половине апреля 1945 года части Красной армии вели кровопролитные сражения на подступах к Берлину. 3-я армия США под командованием генерала Паттона шла на юг Германии, чтобы взять так называемую «Альпийскую крепость» нацистов. При продвижении левого крыла фронта американские части начали проникать на территорию протектората Чехия и Моравия, отделенную от Германии линией пограничных гор.

2972

освобождение Пльзеня, фото: Česká televize

Американцы заняли города Аш, Рокицаны, Страконице, Хеб. При этом по предварительной договоренности американцы вообще не должны были вступать на территорию Чехословакии, однако когда стало ясно, что продвижение проходит достаточно просто, Черчилль начал убеждать Эйзенхауэра, командовавшего западными силами, изменить изначальный план и направить войска на Прагу.

5 мая 1945 года, когда вспыхнуло Пражское восстание, американцы находились уже на подступах к Пльзеню, то есть не так далеко от столицы. Военное командование США выслало на чешскую территорию, еще подконтрольную нацистской Германии, одну группу переговорщиков и одну разведгруппу – обе они вошли в контакт с восставшими. Чехи встречали американцев как освободителей, однако в Прагу должны были войти не они, а Красная армия. Эйзенхауэр договорился с начальником Генштаба Красной армии Антоновым, что американцы займут линию Карловы Вары – Пльзень – Чешские Будеёвице.

Сотрудник Института новейшей истории Академии наук Вит Сметана так описывает сложившуюся ситуацию:
Оказалось, что «Альпийская крепость» – не более чем миф, и продвижение американцев вглубь Чехословакии могло совершенно спокойно продолжаться. Вероятно, под давлением Черчилля 4 мая Эйзенхауэр направил своему советскому коллеге генералу Алексееву еще одну депешу. В ней, к сожалению, в форме вопросов, а не уведомления, он сообщает о возможностях продвижения американской армии по чехословацкой территории до логичной стратегической границы Лабе (Эльба) – Влтава. На следующий день, 5 мая, генерал Алексеев ответил на это, по сути, протестом. Он заявил, что Пражская операция Красной армии уже началась, и может произойти смешение войск, попадание под дружественный огонь и т.д. Сегодня мы, конечно, знаем, что ничего такого не было. Советские силы только начали перестраиваться для дальнейшего продвижения в районе Дрездена, и вся операция началась лишь 7 мая
6 мая Пльзень был взят под контроль войсками союзников – закончилась немецкая оккупация, продолжавшаяся шесть лет. «Несколько минут назад через Пльзень проехала первая англо-американская бронетехника. Пльзень взят, а американские и английские танки движутся на Прагу!»– звучит по радио.

О том, что американцы находятся менее чем в ста километрах от Праги, быстро стало известно восставшим. На улицах столицы строились баррикады и продолжались бои. 7 мая немцы обстреляли ратушу на Староместской площади, расстреливали гражданское население. «Чехословацкое Радио» по-английски отчаянно взывало к американцам: «Придите к нам на помощь!»

Однако Паттон, выступая перед журналистами, сообщил, что выполняет приказ – не продвигаться далее 15 миль на восток от Пльзеня. Это был его limit of advance. На стороне восставших пражан выступила 1-я дивизия РОА генерала Власова под командованием генерала Семена Буняченко. По согласованию с повстанцами три полка дивизии вошли в Прагу, вступив в бой с немцами. Солдаты РОА атаковали немецкие батареи, готовившиеся к обстрелу центра Праги, где продолжали отбиваться чехи.

Историк Иржи Падевьет так описывает обстоятельства участия в финальной пражской драме русских формирований, воевавших за Гитлера:
Власовцы, точнее, бойцы Русской освободительной армии, были соединениями добровольцев, воевавшие на стороне нацистской Германии против сталинской России. В основном, это были солдаты, попавшие в 1941 году и позднее в лагеря военнопленных. В этих тяжелейших условиях им предлагали пойти добровольцами, надеть военную форму, на что большинство соглашалось, – им было, вероятно, все равно, на чьей стороне воевать. К чешскому восстанию они присоединились не только в Праге, но и в районе Бероуна. Следует подчеркнуть, что в Праге власовцы оказали большую помощь как военная сила, но, конечно, не политическая, поскольку никакой договор с ними не заключался. Однако в районе Панкрац власовцы активно противостояли нацистской группировке «Валленштейн» – в их распоряжении было несколько танков и единиц бронетехники. После безуспешных переговоров с Национальным комитетом власовцы оставили Прагу, и повстанцы лишились существенной поддержки.
Специалист напоминает, что бойцам РОА требовались гарантии перехода в западную зону, которые они не получили. Власовцы отступают, и ситуация в Праге усложняется – тяжелые бои продолжаются в районе Панкрац. На вокзале имени Масарика (тогда он назывался Гибернским) происходят расстрелы, с боями немцы занимают соседний Народный дом.

До второй половины дня 8 мая на улицах Праги продолжались тяжелые бои, прежде всего с частями СС и «Валленштейн». Бои шли на мосту через Влтаву, который сегодня называется мостом Баррикадников. Сражения шли и в центре Праги, на Староместской площади, — у немецких частей было немало оружия, которое они складировали в здании сегодняшнего юридического факультета.


Американский джип, прорвавшийся в Прагу

На территории, не занятой ни американцами, ни красноармейцами, действовала еще одна миссия – OSS, Управление стратегических служб США. Двое разведчиков и водитель отправились в Карловы Вары для выяснения оперативной обстановки. «Там они узнали, что город переполнен военнопленными, ранеными немцами и немецкими солдатами, которые мечтали лишь об одном – попасть в плен к американцам. В Варах были огромные лазареты, тысячи гражданских немцев, которые бежали от наступающей Красной армии», – рассказывает профессор Бостонского университета Игорь Лукеш. Разведчики, однако, не вернулись в Пльзень, а, нарушив приказ, поспешили в Прагу. По дороге их обстреливали чешские партизаны, не подозревавшие, что это автомобиль американцев. Однако джип добрался до столицы, где разведчики встретились с членами действовавшего в столице Национального совета и предложили – что было достаточно наивно – убедить американское командование выдвинуть силы в Прагу.

Однако единодушного одобрения в Национальном совете это предложение не вызвало – прежде всего, у коммунистов. «Их главной задачей в Национальном совете было воспрепятствовать тому, чтобы Прагу освободили американцы, потому что коммунисты, в отличие от всех остальных, начиная с американцев, очень хорошо понимали, что если столицу освободит Красная армия, чешские коммунисты заработают на этом огромные политические очки», – объясняет историк. В любом случае, вмешательство троих американцев в низких воинских званиях ничего не могло изменить в ходе событий.

Вит Сметана напоминает, что американское командование еще утром 9 мая колебалось, не направить ли все же помощь восставшим, поскольку немцы не выполняли условия капитуляции, однако вскоре пришло сообщение, что Красная армия уже находится в пригороде Праги. Некоторые соединения СС отказывались капитулировать и продолжали бои 9-го и утром 10 мая. Их сопротивление уже после капитуляции Германии было вызвано тем, что они не хотели попадать в советский плен. Если бы в Прагу вошла американская армия, немцы бы, очевидно, сдались бы без боя (союзники смогли захватить в плен до капитуляции Германии около 4 млн. немецких солдат, большая часть сдалась без всякого сопротивления).

Советские части вступили в Прагу как освободители, где их с восторгом приветствовали местные жители. Чехи не могли понять решение американцев не продвигаться к столице, что во многом определило настроения и в послевоенной Чехословакии и сделало Чехословакию сателлитом СССР. Чехословакия находилась под советской оккупацией долгие 45 лет и после падения СССР обрела независимость разделившись на два независимых государства: Чехию и Словакию.
 
Последнее редактирование модератором:
Сверху