Участники интернет-рынка договорились о борьбе с пиратством

moder

moder

Администратор
Команда форума
Поисковики, хостинги и правообладатели 1 ноября подписали антипиратский меморандум. Документ предусматривает внесудебное удаление из поисковой выдачи ссылок на пиратские сайты с аудиовизуальным контентом, включая прямой эфир. Встреча прошла в Роскомнадзоре, со стороны правообладателей в ней участвовали «Газпром-медиа», «Национальная Медиа Группа», «Первый канал», ВГТРК, «СТС Медиа», «КиноПоиск», ассоциация «Интернет-видео» и Ассоциация продюсеров кино и телевидения (АПКиТ). Со стороны интернет-компаний документ подписали «Яндекс», Mail.Ru (компания также от выступала от лица «ВКонтакте» и «Одноклассников»), Rambler и RuTube.

Меморандум начнет действовать в течение трех недель после подписания. За это время правообладатели должны будут создать реестр со ссылками на пиратские сайты, определиться с держателем реестра и сообщить его контакты администраторам интернет-компаний. Документ будет действовать до 1 сентября 2019 года, первые полгода он будет работать в режиме переходного периода.

Во время переходного периода обращение происходит каждый час. Если какой-либо пиратский сайт, ссылка на который есть в реестре, поисковик не индексирует, то администраторы должны будут следить, чтобы ресурс не появлялся в выдаче и в дальнейшем. Требовать удаления ссылок смогут и правообладатели, не подписавшие меморандум: интернет-компании разместят на своих сайтах специальную форму для обращений. В этом случае удаление ссылок займет до 24 часов.

Споры между сторонами будут рассматриваться в Роскомнадзоре. Если конфликт не решается в течение месяца, то стороны могут перенести его рассмотрение в суд и прекратить исполнять обязанности, предусмотренные меморандумом. Если правообладатель решит подать заявление против поисковика или хостинга о нарушении авторских прав и потребует блокировки ресурса, и если Роскомнадзор не сможет решить такой спор в течение 30 дней, то интернет-компания сможет прекратить выполнять требования меморандума.

Проверять требования сможет держатель реестра, сверяя произведение, размещенное легально, с контентом по спорной ссылке. Если держатель не зафиксирует нарушения, он удалит ссылки из реестра. Споры по поводу права заявителя на использование контента также могут быть перенесены в суд.

Кто будет держателем реестра, стороны пока не определились. Глава Роскомнадзора Александр Жаров заявил, что этот вопрос не обсуждался. Один из собеседников “Ъ” полагает, что держателем может стать «Газпром-медиа». Президент «Газпром-медиа» Дмитрий Чернышенко заявил, что модерировать реестр может Медиакоммуникационный союз, объединяющий крупнейшие медиахолдинги и операторов связи, но окончательное решение пока не принято.

Участники встречи говорят, что меморандум касается только аудиовизуального контента, поскольку его обсуждение началось после иска «Газпром-медиа» к «Яндексу» по поводу сериалов. Но стороны не исключают, что меморандум может быть подписан и для других видов контента, либо будет создан еще один документ. «Если бы правообладатели музыки, софта и книг были участниками этого процесса, то он бы затянулся еще на несколько месяцев»,— рассуждает гендиректор ассоциации «Интернет-видео» Алексей Бырдин.

Будет ли при этом отозван иск «Газпром-медиа» к «Яндексу», неясно. Господин Чернышенко указал, что «надо посмотреть, как поработает меморандум».

Через неделю стороны снова встретятся и обсудят действие документа.
Под вопросом остается и участие в соглашении Google. В принципе, поисковик подчиняется американского праву и удаляет ссылки на сайты по DMCA, поэтому его присоединение к меморандуму не требуется, говорят участники встречи.

Глава Роскомнадзора Александр Жаров в эфире “Ъ FM”:

Я хотел бы подчеркнуть, что меморандум подписан правообладателями и интернет-площадками, то есть никакой не государственной структурой. Мы выступаем в определенной степени гарантом соблюдения договоренностей и будем выступать модераторами, если возникнет спор между конкретным правообладателем и интернет-площадкой. Действительно, Google намерен до конца года к нам приехать. Безусловно, одним из предложений, которые мы адресуем Google, будет предложение присоединиться к этому меморандуму. Но, поскольку это механизм саморегулирования, соответственно, и переговоры Google будет вести с правообладателями. С нашей стороны последует лишь предложение.

Операционный и финансовый директор «Яндекса» Грег Абовский указал, что «меморандум учитывает интересы не только его подписантов, но и всей отрасли». Поисковик надеется, что к документу присоединятся и другие игроки. При этом в «Яндексе» настаивают, что необходимо законодательно закрепить действие меморандума. Господин Абовский добавил, что существование документа делает иски к поисковику ненужными и необоснованными.
 
Сверху