moder
Администратор
Команда форума
Недавно Министерство коммуникаций и связи представило разработанный им проект закон «национальной критической инфраструктуре интернета». Декларируемой целью принятия данного документа является необходимость повышения устойчивости российского сегмента всемирной паутины за счет снижения зависимости его работоспособности от расположенных за пределами страны элементов сети.
Официальное обоснование необходимости принятия мер для защиты «российского интернета» от внешних воздействий для большинства обывателей звучит довольно убедительно. Авторы документа уверяют, что реализация предложенных ими мероприятий позволит сделать российский сегмент Интернета полностью независимым. Для этого, по их мнению, требуется сосредоточить все необходимые для его работы ресурсы внутри страны и обеспечить централизованное управление ими. Для этого принадлежащие различным компаниям и некоммерческим организациям инфраструктуры должны быть переданы под контроль уполномоченных государственных органов.
Для того чтобы понять, в чем здесь подвох, достаточно хотя бы в общих чертах представлять себе принципы построения глобальной сети. Одним из основных является как раз децентрализация, то есть независимость отдельных сегментов Интернета друг от друга и отсутствие единого органа управления ими. К примеру, информация с одного компьютера на другой может передаваться различными путями, при этом пакеты автоматически подыскивают наилучшие пути с учетом загрузки серверов и каналов связи. В результате даже если какой-то отдельный сегмент по причине аварии или плановых работ становится недоступен, то на других это не отражается – трафик просто прокладывает себе более удобную дорогу. Для данных в Интернете не существует ограничений и правил, помимо технических. По крайней мере до тех пор, пока их не установят политики.
Минкомсвязи во главе руководителем ведомства Никифоровым планируют нарушить этот основополагающий принцип, установив собственные государственные границы в Интернете. В этом случае для передачи трафика могут быть использованы только те элементы сети, которые физически располагаются внутри страны, что негативно скажется на скорости обмена данными, устойчивости сети и стоимости услуг. При этом в предлагаемом законопроекте не содержится никаких конкретных предложений по развитию инфраструктуры, но зато есть масса предложений по ограничению существующих возможностей. Это значит, что «устойчивый национальный сегмент» на самом деле станет медленнее, ненадежнее и дороже.
Для чего всё это необходимо на самом деле, если не для улучшения работы Интернета? В первую очередь для того, чтобы получить возможность полностью контролировать самый мощный из существующих информационных ресурсов. Управление инфраструктурой позволит легко перерезать любые внешние и внутренние каналы связи, помешать координации действий тех, кто не поддерживает действующую власть, в руках которой находится главный рубильник. Можно ли считать такой Интернет более независимым?
Все минусы реализации предложений Минкомсвязи настолько очевидны, что против принятия поправок выступил даже экспертный совет при правительстве. Его представители заметили, что законопроект составлен совершенно неграмотно с технической точки зрения. По их мнению, в нем содержатся неясные и некорректные определения, нормы, допускающие различное толкование, не обоснованы возможности финансирования необходимых мероприятий. Эксперты справедливо заметили, что Интернет не делится на сегменты по национальному признаку и не имеет привязки к набору доменных имен.