Пропаганда без моральных устоев

moder

moder

Администратор
Команда форума
Источник: http://www.stopfake.org/propaganda-bez-moralnyh-ustoev/

Цель данной обзорной статьи – обратить внимание на один из аспектов пропаганды путинского режима, а именно на то, что пропаганда в РФ делается без всяких моральных устоев (Sazonov 2016).

Тотальное промывание мозгов – верный путь к тоталитаризму

Для того чтобы в стране пропаганда достигла колоссального эффекта, необходимо прежде всего создать тоталитарное общество, переформатировать имеющейся государственный демократический строй, убить в нём имеющиеся демократические институты и нормы, подавить свободу слова, в том числе и СМИ.

Поэтому тоталитарное государство (Arendt 1968) подразумевает под собой контроль над всем – от рождаемости граждан до их смерти. Как правило, тоталитарный строй желает контролировать и то, что думают люди. С этой целью зачастую известные истории режимы (Третий Рейх, маоистский режим в Китае, сталинский режим в СССР, Северная Корея и т. п.) создавали эффективный пропагандистско-идеологический аппарат. Во все времена их целью считалось получение подконтрольного общества индивидов, которое во всём будет подчиняться руководству страны.

Как известно, одна из лучших весьма действенных пропагандистских машин в XX веке была пропаганда нацисткой Германии, которая была распространена на разные сферы жизнедеятельности общества и государства. Она имела сильное, даже разрушительное влияние на умы немцев, да и других жителей Европы, кто исповедовал фашистскую идеологию как своего рода религию. Миллионы европейцев впервые в истории твердили в унисон национал-социалистические лозунги. Они свято верили в нарративы и ложные мифы, созданные рейхсминистром народного просвещения и пропаганды Йозефом Геббельсом.

Аналогичная ситуация сложилась в некоторых странах и сегодня, в начале XXI века. В качестве современного постмодернистского тоталитарного государства с мощной пропагандисткой машиной, выступает и путинская Россия. В ряде случаев Москва добилась определенного успеха в информационно-психологическом воздействии, прежде всего, завладев умами внутренней аудитории РФ. Это бесспорно самый большой успех Кремля.

Существует много мнений о том, что современная Россия, как правонаследница СССР, взяла на вооружение методы пропаганды бывшего СССР (см о советской пропаганде к примеру П очепцов 2015). Например, в Советском Союзе пропаганду делали зачастую весьма топорным образом. Советская пропаганда была чётко привязана к коммунистической идеологии. Она не всегда была гибкой, инновационной. Она часто использовала сатиру и была порой весьма наивной и даже кое-где примитивной. Поэтому некоторая часть населения СССР в неё слабо верила, а кто-то даже высмеивал. Встречался целый ряд абсурдных пропагандистских высказываний в книгах, плакатах, в радио, в газетах и т.д. Просчеты, безусловно, были. Однако, не стоит недооценивать советскую пропаганду. Она сыграла свою роль и была, по словам Г. Почепцова «ключом к построению государства, таким же значимым компонентом, как военные или спецслужбы. Если военные удерживали деление на «свое»/«чужое» в физическом пространстве, а спецслужбы – в информационном, к примеру, борясь с распространением слухов и анекдотов, то пропаганда – в виртуальном. И ее работа была даже более заметной, поскольку пропаганда всегда «глушит» альтернативные модели мира» (Почепцов 2015).

Уже в совететское время пропаганда была тотальной и как верно отметил Г. Почепцов «такой всеобъемлющий характер пропаганды, охватывающий все три пространства, и вел к тому, что ее называли тотальной, а государство тоталитарным. Пропаганда была одним из важных механизмов, без которого не могло существовать государство. Более того, она была производительной силой данного государства, поскольку в этой сфере было множество людей, и она, к тому же, вполне исправно зарабатывала деньги. Ведь недаром партийные издательства зарабатывали большие объемы денег. Так что здесь мы видим определенный фрагмент еще не пришедшей информационной цивилизации, когда работа с информацией становится производительной силой» (Почепцов 2015).

Но в советское время не было такого влияния ТВ, какое имеется сегодня в путинской России. Не было первоклассных гламурных развлекательных ток-шоу, передач, одним словом всего того, что есть в сегодняшних российских СМИ. Да, и, конечно же, не было глобальной сети – Интернета с его безграничными возможностями – социальными медиа, он-лайн новостями, информационными порталами и т.п. Теперь же при Путине талантливым российским политтехнологам, пиарщикам и идеологам удалось создать довольно действенную и всеобъемлющую пропаганду. Так, что она проникла во все сферы жизнедеятельности россиян, и даже в их сознание.

В итоге кремлевским пропагандистам удалось сломить практически все барьеры критического мышления рядовых россиян. Как результат, россияне вынуждены верить в любую ложь: в фейки, мифы, пусть даже в самые абсурдные. К примеру, будто в Киеве у власти хунта, и что якобы бандеровцы убивают русских в Украине, и что как-бы в странах Прибалтики процветает фашизм, а США так вообще цитадель вселенского зла, которая планирует изничтожение великой России и захвату мира. При этом, единственный светоч и столп надежды в этом черно-белом жестоком мире этакий благородный «герой-спаситель» – Путин, который единственный сможет уберечь Россию и ее духовные скрепы от сатанинских козней аморального Запада. Некая близкая к мифам борьба Добра со Злом, что была трансформирована в основу российской пропаганды.

Виктор Денисенко отмечает: «Сегодня очень активно возрождаются лингвистические обороты советских времен. Так уже довольно давно новая российская пропаганда активно использует против своих оппонентов обвинение в «фашизме». «В этом видится стремление использовать слова, скажем так, самые страшные для русских», — говорит Костюченко, отмечая, что именно «фашисты» воспринимаются русскими людьми как универсальный образ врага.» (Денисенко 2016).

Дуалистический нарратив о борьбе света с тьмой, или мессии с антихристом, хорошо вписывался в патриотическо-православный и милитаристско-имперский угар, порождённый Кремлем. Конечно, путинская пропаганда не была бы столь успешна, если бы не было 75-летней предыстори советской пропаганды, а до этого – столетий имперской пропаганды. Годами, десятилетиями, а порой и веками раскручивались нарративы о величии и могуществе Российской империи, о Святой Руси, уникальности русской души и о непобедимости русских. С другой стороны – изображался могучий враг за границей – продажный загнивающий и аморальный Запад, возрождающийся фашизм. В путинской России это обрело какой-то особый сакральный смысл, задействованы колоссальные ресурсы практически всех информационных каналов.

В итоге все это привело:
к фобиям (ксенофобия, гомофобия и т. п.);
к ненависти (в частности к США, Западу и т.д.);
к мощному патриотическо-националистическому подъёму (см. результаты соцопросов последних лет);
к возрождению банальных, но популярных когда-то уваровских догм об якобы уникальности российского пути.

Фраза знаменитого графа Уварова «самодержавие, православие, народность» вновь обрела жизнь, более того, став чуть ли не фундаментом для новой национальной идеи Путина (Эйдман 2014) или т.н. «русского мира», о котором на сайте фонда «Русского мира» сказано следующее:

«Русский мир – это не только русские, не только россияне, не только наши соотечественники в странах ближнего и дальнего зарубежья, эмигранты, выходцы из России и их потомки. Это ещё и иностранные граждане, говорящие на русском языке, изучающие или преподающие его, все те, кто искренне интересуется Россией, кого волнует её будущее. Все пласты Русского мира — полиэтнического, многоконфессионального, социально и идеологически неоднородного, мультикультурного, географически сегментированного — объединяются через осознание причастности к России. Формируя «Русский мир» как глобальный проект, Россия обретает новую идентичность, новые возможности эффективного сотрудничества с остальным миром и дополнительные импульсы собственного развития. Все перечисленные признаки характерны как для россиян, проживающих в стране, так и для остального Русского мира». (информационный портал фонда «Русский мир» – http://russkiymir.ru/fund/)

Что же это значит?

А значит это то, что Путин претендует на власть или влияние над всеми странами, где есть значительный процент русскоговорящих. Достаточно говорить и понимать по-русски и ты автоматически зачислен в «Русский мир» хочешь ли ты того или нет. Ты – потенциальная жертва агрессии и целевая аудитория для российских информационных кампаний. В своей статье на портале Информационного сопротивления в марте 2016 года я писал: «Основная цель путинского режима – это воссоздание империи в границах СССР и заполучение Европы в сферу своего влияния. Однако, его планы амбициознее, чем просто восстановление советского лагеря. Евразийский союз, печально известный как «Русский мир», – лишь один из многих замыслов Путина. В ряде европейских стран уже созданы или создаются пророссийские центры, дабы влиять на внешнюю и внутреннюю политику этих стран. C этой целью запускаются планы по дестабилизации обществ и политических систем» (Сазонов 2016; Sazonov 2016).

Как верно заметил Игорь Эйдман в своей книге «Новая национальная идея Путина», в основе этой т.н. путинской национальной идеи лежит шовинизм. Эйдман пишет: «Агрессия против Украины и захват Крыма подняли невиданную со времен Первой мировой войны шовинистическую истерию. Массовый патриотический психоз охватил буквально все слои общества» (Эйдман 2014, 11).

Гибридные методы и информационная война

Как известно одной из основных составляющих гибридной или нелинейной войны являются операции информационно-психологического влияния (Galeotti 2015, 157-164). Украинский эксперт академик В. Горбулин очень верно подметил в одной из своих работ, что «для РФ «гибридный» метод ведения войны стал доминирующим на долгие годы, о чем говорит последняя статья «По опыту Сирии» генерала В. Герасимова (того самого, который в начале 2013 года публично сформулировал российское понимание современных конфликтов в формате «гибридных войн»)» (Горбулин 2016). В своей статье «Ценность науки в предвидении» в 8-ом номере Военно-промышленного курьера 2013 г. начальник Генерального штаба ВС РФ генерал Герасимов, говоря о гибридной войне также отмечал что «стираются различия между стратегическим, оперативным и тактическим уровнем, наступательными и оборонительными действиями. Применение высокоточного оружия приобретает массовый характер. В военное дело активно внедряются вооружение на новых физических принципах и роботизированные системы. Широкое распространение получили асимметричные действия, позволяющие нивелировать превосходство противника в вооруженной борьбе. К ним относятся использование сил специальных операций и внутренней оппозиции для создания постоянно действующего фронта на всей территории противостоящего государства, а также информационное воздействие, формы и способы которого постоянно совершенствуются» (Герасимов 2013).

Это и есть гибридная война à la Putin. К чему это может привести? Точно неизвестно. Но вторжение России в Украину, российская агрессия в Сирии, глобальная информационная война РФ против Запада уже накалили обстановку таким образом, что уже наша эпоха была названа эрой «новой холодной войны». Многие эксперты заговорили даже о возможном начале большой войны с Россией, в том числе были высказывания о возможности Третьей мировой войны (см. к примеру General Sir Richard Shirreff 2017; Фельштинский 2015; Боровой 2015.) Такой сценарий, на мой взгляд, маловероятен. Однако тотальная милитаризация России настораживает. Ряд других экспертов не верят в большую войну Запада с Россией, однако, полагают, что РФ может использовать гибридный сценарий в региональных военных конфликтах, как например, в случае с Украиной (Pikulicka-Wilczewska, Sakwa 2015; Sazonov 2015; Sazonov, Kopõtin 2016;). К примеру российский политолог Станислав Белковский, который часто критикует Кремль, не верит в возможность прямого вооруженного столкновения между Россией и странами НАТО. Но Белковский не исключает возникновения новых «гибридных» конфликтов в Европе и на всём постсоветском пространстве (Белковский 2016).

Многие эксперты отмечают, что информационная война, которую Кремль ведет против Запада, Украины и других стран является очень агрессивной и весьма опасной. И это правда. 26 марта 201 года об информационной войне против Запада открыто заявил и пресс-секретарь президента Путина Дмитрий Песков, отметив, что Российская Федерация находится в состоянии информационной войны с англосаксонскими СМИ (Песков 2016).

Россия ведёт глобальную информационную войну на всех стратегических уровнях. Москва пытается учитывать всё своеобразие и все особенности той или иной страны, против которой ведется региональная информационная война. Она, как правило, выстраивается заранее из ряда подготовленных и продуманных информационных кампаний, для которых разыгран ряд всевозможных сценариев. Но всё это лишь малая часть глобальной гибридной войны – войны нового типа или поколения (Чекинов, Богданов 2011, 3–13; Чекинов, Богданов 2013, 17.), которую ведет Кремль, не только в информационном или киберпространстве, но и на экономических, политических, социальных, идеологических, культурных уровнях (Galeotti 2015, 157-164; Rácz 2015; Горбулин 2016). В случае же с Украиной, Москва ещё использует и грубое военное давление в виде военной агрессии гибридного типа. Оно выражено в виде поддержки сепаратизма на Донбассе, постоянных обстрелах украинских позиций, наращивании мощи и вооружений на оккупированных территориях и вдоль границ и т.п. (Rácz 2015).

Путинскую идеологию, как и его информационную агрессию характеризует крайняя беспринципность, т.е. отсутствие всяких моральных норм и преград. Ложь, обман, шантаж, угрозы, запугивание, подкуп, лесть, лицемерие – это лишь малая толика из вооружения российского пропагандистского аппарата. Следует признать, что Кремль пытается использовать все сподручные средства, вплоть до радикально настроенных групп националистических политиков и общественных деятелей в Европе. Страшные бомбежки в Сирии (в особенности в Алеппо и другие преступления против мирного населения) подогревают конфликт и ведут к ещё большей дестабилизации Ближнего Востока. А именно этого Кремль и добивается. Ведь потоки «сирийских» мигрантов раскалывают общество в Европе, усиливают ненависть к мусульманам-беженцам, разжигают межнациональную и межконфессиональную рознь, порождают страхи.

Скажем больше, Россия применяет не только политические и экономические методы давления. В арсенал информационного и политического влияния Москвы входит также шантаж (в том числе и ядерный шантаж) и разного рода угрозы. Кремль просто мастер по технике запугивания и маскировке, обману. Приведем лишь один такой пример по запугиванию – в августе 2014-го года вице-премьер Российской Федерации Дмитрий Рогозин открыто заявил, что в случае нападения Россия применит свои ядерные силы (Рогозин 2014).

Виктор Денисенко пишет в своей статье от 17-ого октября 2016ого года: “Если шесть месяцев назад было немало разговоров о конфронтации между Россией и Западным миром, то сегодня Москва не упускает возможность попугать всех и вся возможной ядерной конфронтацией, имитируя ситуацию пресловутого Карибского кризиса” (Денисенко 2016).

Выводы

Основной вывод заключается в том, что российская пропаганда не имеет границ и моральных устоев, в этом и заключается, вероятно, её преимущество, так как она гибкая, постоянно мимикрирует (Sazonov 2016).

В своем арсенале пропаганды Кремль имеет наработки советской школы, методы подкупа, запугивания и шантажа. При этом, широко применяются практически все каналы информационного влияния – от банальных карикатур до Интернет-коммуникаций.

Нужно сказать, что Россия продолжает совершенствовать информационно-пропагандистские способы влияния.

И в заключение.

Надо понимать и то, что защиту от гибридной информационной агрессии со стороны России выстроить бывает порой сложно, но это возможно и крайне необходимо. Любому государству следует быть готовым к ряду возможных сценариев информационной агрессии Кремля без моральных устоев, политических норм и сложившихся исторических правил. И поэтому важно пытаться заранее предугадать мотивы и шаги Кремля, которые кажутся порой очень неожиданными, хотя на самом деле, это не так.
 
Сверху